Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "Высшая математика". Задачи для самостоятельного решения, страница 2

Рассмотрим задачу:

               Число S увеличили на 20%. Результат на 20% уменьшили, получили число Q. Найти отношение чисел S и Q.

Решение: Очевидно, что S¹Q, так как число S увеличивают на 20% от числа S, а полученный результат (обозначим его Р) уменьшают на 20% от этого результата, который не равен S. Учтем, что 20% от любого числа Т равны 0,2Т, тогда

                              Р=(1+0,2)S=1,2S

                              Q=(1-0,2)P=0,8P=0,8×1,2S=0,96S

              

Ответ:   , конечный результат Q составляет 96% от S.

               Комментарий к задаче:

               Если в какой-то организации зарплату увеличили на 20%, затем на 20% уменьшили, то зарплата не стала равной первоначальной, а упала по сравнению с ней на 4%.

               В общем случае, при увеличении S на g%, а затем уменьшении результата на g%, конечный результат Q будет составлять % от S, то есть упадет на 0,01g2%.

.

               То же самое получится, если S уменьшить на g%, результат на

6

Вариант 5.

1. ; . Найти det(AB), det(B), det(BA).

2. Найти решения СЛУ методом Гаусса, указать степень свободы каждой системы. Там, где это возможно, решить СЛУ еще и методом Крамера.

1)                    2)

3)                                     4)

3. Найти ранги матриц. Указать, являются ли строки матриц линейно независимыми. Если не являются, выделить максимально возможное количество линейно независимых строк и оставшиеся строки представить в виде их линейной комбинации.

;

4. Решить матричное уравнение, используя обратные матрицы.

5. Среди  данных  векторов  найти  коллинеарные  и  ортогональные =(1,0,-2), =(2,4,-1), =(8,-5,4), =(-4,-8,-2).

6. Найти объем параллелепипеда, построенного на векторах , ,  из предыдущей задачи, и площадь его основания.

7. Построить область на плоскости: .

8. Лежит ли прямая  в плоскости ?

55


3,0225%).

               Если вкладчик посещает банк каждые три месяца (n=4), то через три месяца он получит

,

через полгода

,

через девять месяцев

,

через год

.

Годовой доход по абсолютной величине равен

,

что составляет

.

При n=4 будет получено не g% дохода, а .

(Если g=20%, годовой доход составит 21,550%, если g=3%, годовой доход составит 3,034%.)

               При посещении банка каждую неделю (n=52), в конце года будет получена сумма

,

что составляет

.

(Если g=20%, годовой доход составит 22,0934279%, если g=3%, годовой

8

Вариант 3.

1. ; . Найти det(AB), det(A), det(B), det(BA).

2. Найти решения СЛУ методом Гаусса, указать степень свободы каждой системы. Там, где это возможно, решить СЛУ еще и методом Крамера.

1)                   2)

3)                                  4)

3. Найти ранги матриц. Указать, являются ли строки матриц линейно независимыми. Если не являются, выделить максимально возможное количество линейно независимых строк и оставшиеся строки представить в виде их линейной комбинации.

;

4. Решить матричное уравнение, используя обратные матрицы.

5. Среди  данных  векторов  найти  коллинеарные  и  ортогональные =(9,-1,3), =(1,12,1), =(0,3,1), =(-2,-24,-2).

6. Найти объем параллелепипеда, построенного на векторах , ,  из предыдущей задачи, и площадь его основания.

7. Построить область на плоскости: .

8. Лежит ли прямая  в плоскости ?

53


нельзя оставлять без внимания.

III  ЭЛЕМЕНТЫ ЛИНЕЙНОЙ АЛГЕБРЫ.

3.1 Матрицы. Типы матриц. Действия с матрицами.

               Матрицей называют прямоугольную таблицу чисел

,

- число, стоящее в i-той строке и j-том столбце.

Размерностью матрицы А называют количество ее строк и столбцов. Записывают размерность матрицы как индекс:  - матрица, имеющая m строк и n столбцов.

               Условие равенства матриц: равенство размерностей и всех соответствующих элементов

.

Типы матриц:

1. Матрица-столбец: .

2. Матрица-строка: .

3. Ступенчатая матрица: каждая строка матрицы кроме, может быть, первой начинается с нуля;

                                               в начале каждой следующей строки нулей больше, чем в предыдущей.

Например: .

4. Квадратная матрица: m=n

10

Вариант 1.

1. ;  Найти det(AB) и det(BA).

2. Найти решения СЛУ методом Гаусса, указать степень свободы каждой системы. Там, где это возможно, решить СЛУ еще и методом Крамера.