- анализ работоспособности приборов, проверка достоверности измерений;
- анализ работоспособности средств сбора данных, в том числе шин стандартных интерфейсов (PCI, PXI и др.);
- поиск ошибок в работе программного обеспечения. Результаты выявления неполадок в работе системы выводятся в виде текстовых советов, с указанием возможной причины нарушения и путей ее устранения [11].
Советы, выводимые на экран оператору технологу, должны являться результатом работы средств диагностики или результатом расчетов химико-физических процессов в тракте энергоблока. При этом советы могут просто указывать на возникшее нарушение, а могут содержать информацию о возможных методах его устранения (смотри Приложение 2).
«Советы оператору технологу» несут исключительно информационную функцию, все меры по устранению нарушения должен принимать персонал, основываясь на предоставленной информации. Это позволяет по мере накопления опыта эксплуатации оборудования расширять количество нарушений, охватываемых «советами оператору» и предлагать более эффективные меры по устранению нарушений. В [13] рассматривается пример оптимизации работы водоочистки с применением мембранных установок, за счет последовательного совершенствования ПО. При этом сильным изменениям подверглась информационная поддержка оператора. Устранение некоторых нарушений стало автоматическим, а используемое ПО стало более эффективным. Советы оператору стали содержать меньшее количество возможных причин нарушения, то есть стали более точно определять нарушение и содержать более детальные рекомендации по устранению. В общем, внедрение и модернизация информационной поддержки оператору позволили в итоге значительно повысить эффективность работы мембранных установок.
Для построения технологических алгоритмов (включая алгоритмы «советов оператору») в [14] предлагается основа в качестве графической или математической модели, связывающей возможности оборудования с целями и функциями разрабатываемого алгоритма. Такой подход позволяет значительно упростить сам процесс разработки алгоритмов и охватить большинство возможных ситуаций, возникающих в процессе эксплуатации оборудования. Полученные алгоритмы позволили с большой точностью выявлять причины нарушений ВХР и диагностировать возможные нарушения, снизив негативное влияние «человеческого фактора» - ошибок оператора, до возможного минимума.
Реализация математических моделей, предназначенных для диагностики также возможна в виде алгоритмов информационной поддержки оператора. Такой подход позволяет предсказывать возможное нарушение и предлагать меры с целью его предотвращения. Построение подобной системы должно вестись строго индивидуально для каждого объекта, с учетом опыта эксплуатации. Также такая система должна модернизироваться по мере своей эксплуатации для уточнения системы диагностики, и выявления наиболее эффективных методов предотвращения нарушений. При реализации подобных алгоритмов одним из вариантов решения задачи может быть применение общей математической модели, которая охватывала бы возможности оборудования, цели и механизмы действия алгоритмов, а также взаимосвязь между различными параметрами эксплуатации (результаты теплотехнических измерений, работы АХК и ЛХК) оборудования. Внедрение технологических алгоритмов позволило в значительной мере избежать нежелательных режимов эксплуатации оборудования и повысить экономичность работы энергоблоков.
При переходе в работе СХТМ от индикации нарушений к их предотвращению результатом работы алгоритмов является сообщение оператору, содержащее прогнозируемое нарушение, которое может произойти, если не принять представленных в сообщении мер. Таким образом, применение алгоритмов «советы оператору технологу» в СХТМ позволит в значительной степени снизить время работы энергоблока при параметрах ВХР, не соответствующих нормам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.