Учебно-методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Технология восстановления автомобильных деталей», страница 9

3-й этап. Если установлено, что требуемому значению критерия долговечности для данной детали соответствуют два или несколько способов, выбирают из них способ, характеризующийся наиболее высоким значением технико-экономического критерия. первоначальных размеров.

4.4.2  Определение критерия применимости

Данный критерий определяет возможность применения различных способов восстановления по отношению к конкретным деталям. Он не может быть выражен числом и является предварительным, поскольку с его помощью нельзя решить вопрос выбора рационального способа восстановления деталей, если этих способов несколько. Решая вопрос о применимости того или иного способа ремонта, надо использовать учебники и справочники по ремонту, данные авторемонтных предприятий, информацию из периодических изданий и других литературных источников. Ориентировочно оценить применимость отдельных способов восстановления можно по информации, приведенной в таблице 12.

4.4.3  Определение критерия долговечности

Критерий долговечности может быть выражен коэффициентом долговечности Кд, который определяется как функция трех аргументов.

Кд=f(КиКвКсц),                                                                                (2)

где КИ - коэффициент износостойкости; Кв - коэффициент выносливости; Ксц - коэффициент сцепляемости.

Численные значения этих составляющих коэффициентов для различных способов восстановления деталей приведены в таблицах [9, 12, 16 и др.]. Если данные коэффициенты не приведены в справочниках, то для выбираемого способа восстановления необходимо проводить экспериментальные исследования.

Таблица 12 - Технологические характеристики способов восстановления [17]

Способы восстановления

Технологические характеристики способов

Наплавка в среде СО2

Вибродуговая наплавка

Наплавка под слоем флюса

Напыление

Хромирование

Осталивание

Клеевые композиции

Ручная дуговая наплавка

Виды металлов и сплавов, по отношению к которым применим способ

Сталь

Сталь, чугун

Сталь

Все материалы

Сталь

Сталь, серый чугун

Все материалы

Все материалы

Виды поверхностей, по отношению к которым применим данный способ

Наружные цилиндрические, плоские

Наружные и внутренние цилиндр­ические

Наружные цилиндрические и плоские

Наружн­ые цилиндрические, плоские

Наружн­ые и внутренние цилиндрические

Наружн­ые и внутренние цилиндрические

Наружн­ые и внутренние цилиндрические,пло-ские

Наружн­ые и внутренние цилиндрические,пло-ские

Применимость способа по отношению к деталям. испытывающим знакопеременные нагрузки

применим

Не применим

Применим

Не применим

Применим

Применим

Применим

Применим

Минимальный диаметр (наружный) деталей класса «Круглые стержни», мм

10

15

35

30

5

12

5

10

Минимальный диаметр (внутренний) деталей класса «Корпусные» и «Полые цилиндры», мм

50

40

40

8

40

Наименьшая практическая толщина покрытия, мм

0,5

0,3

1,5

0,3

0,05

0,1

0,1

1,0

Наибольшая практическая толщина покрытия, мм

3,5

3,0

5,0

8,0

0,6

3,0

3,0

6,0

Снижение усталостной прочности, %

15

50

15

45

20

25

0

30

Численно коэффициент долговечности равен значению того из отдельных коэффициентов, который имеет наименьшую величину.