Учебно-методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Технология восстановления автомобильных деталей», страница 7

4.3.1 Описание способов восстановления деталей автомобиля

Для обеспечения работоспособности сопряжений требуется восстановить правильную геометрическую форму и свойства поверхностных слоев деталей, а также обеспечить заданные при изготовлении допуски на размеры. Это может быть достигнуто двумя путями: во-первых, приданием деталям новых размеров и во-вторых, восстановлением начальных размеров деталей.

В первом случае поверхность сопряженной детали в результате механической обработки получает не только точность размеров, правильную геометрическую форму, необходимые свойства поверхностного слоя, но и новый размер, отличный от исходного, так называемый ремонтный размер.

Таблица 11 – Технологические этапы восстановления деталей класса 11. Круглые            стержни

№ этапа

Распред. вал

Ведомый вал КПП

Скользящая вилка кардана

Поворотный кулак переднего моста

Коленчатый вал

1

Расточка или развертывание отверстий под втулки.

Запрессовка втулок.

Расточка или развертывание втулок

Исправление базовых поверхностей.

Расточка отверстий во фланце гнезда под подшипник.

Запрессовка втулки.

Расточка втулки.

Проточка фланца.

Развертывание отверстий во фланце.

Восстановление резьбы.

2

Исправление базовых поверхностей.

Правка вала.

Восстановление резьбы.

Шлифование шеек под ремонтный размер.

Подготовка под покрытия.

Электролитическое восстановление шеек.

Шлифование шеек

Раздача шлицевой части.

Проточка шлицевой части.

Фрезерование шлицев.

Восстановление резьбы.

Подготовка поверхности.

Электромеханическая обработка или осталивание шейки под сальник.

То же, под внутренний подшипник.

Исправление базовых поверхностей.

Правка вала.

Шлифование коренных шеек под ремонтный размер.

То же шатунных шеек.

Полирование шеек

Во втором случае сопряженным деталям возвращается не только точность размеров, правильная геометрическая форма и необходимые свойства поверхностного слоя, но и исходные размеры. Восстановление исходного размера деталей может быть осуществлено различными способами (наплавкой, напылением, гальваническими покрытиями, обработкой давлением, постановкой дополнительных ремонтных  деталей, нанесением пластмасс и т.д.) в сочетании с различными видами термической, химико-термической или слесарно-механической обработки.

Классификация наиболее распространенных при ремонте автомобилей способов восстановления деталей приведена на рисунке 1.

СПОСОБЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

 


Слесарно-механическая

Обработка давлением

Сварка и наплавка

Напыление

Гальванические покрытия

Клеевые составы и пластмассы

1. Под ремон-тный размер

2. С примене-ниием допол-нительной ремонтной детали

1. Правка

2. Осадка

3. Раздача

4. Обжатие

1. Ручная

2. Механизи-рованная

1. Газовое

2. Электро-дуговое

3. Плазменное

1. Хромиро-вание

2. Осталивание

1. Ремонт клеевыми составами

2. Покрытие пластмассами

Рисунок 1 – Классификация способов восстановления деталей

Особенности отдельных способов:

1). Ремонт деталей слесарно-механической обработкой – это достижение ремонтных размеров и применение дополнительных ремонтных деталей.

Обработка под ремонтный размер заключается в том, что одну из двух сопряженных деталей ( обычно более дорогостоящую) подвергают механической обработке под ремонтный размер, меньший или больший по сравнению с тем, что был по рабочему чертежу. Другую сопряженную деталь (обычно менее дорогостоящую) при этом заменяют новой или отремонтированной до соответствующего ремонтного размера.

Например, при ремонте сопряжения «цилиндр – поршень», цилиндр растачивают под очередной увеличенный ремонтный размер, а поршень и поршневые кольца заменяют новыми соответствующего ремонтного размера.