Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления. Интегрированные корпоративные структуры и их организационно-хозяйственные формы. Интеграция промышленного и финансового капитала, страница 7

Расчет синергетического эффекта – одна из самых сложных задач при анализе экономической эффективности проектируемых (реформируемых) ПФС.

Источники получения синергетического эффекта:

1)  Экономия, обусловленная масштабами деятельности (достигается, когда средняя величина издержек на единицу продукции снижается по мере расширения объема выпуска продукции (до определенных пределов, за которыми рост масштабов производства снижает эффективность)

2)  Экономия за счет снижения трансакционных издержек (на основе эффективной реализации заключенных долговременных контрактов как между пром. п/п, так и между ними и фин.-кред. Структурами, а также организациями торговли)

3)  Конкурентные преимущества

4)  Экономические выгоды (только при условии, что рыночная стоимость проектируемой ПФС окажется выше, чем сумма стоимостей образующих ее п/п до их объединения).

5)  Взаимодополняемость в области НИОКР

6)  Взаимодействие акционеров и управляющих

7)  Роль главных банков

Оценка синергетического эффекта должна осуществляться на стадиях формирования (как для текущего момента, так и для будущего) и реального функционирования ПФС, т.к. влияние различных факторов-источников синергизма будет изменяться под воздействием проводимой ПФС стратегии и управленческих решений.

2.8. Организационный проект: понятие, стадии, структура и назначение

В наиболее общем виде процесс разработки организационного проекта создания новых и реформирования действующих ПФС включает:

·  Формулирование миссии и разработка на ее основе «Положения о миссии ПФС»

·  Выработку корпоративной стратегии ПФС и стратегических планов развития всех потенциальных участников группы

·  Определение характера интеграции потенциальных участников ПФС

·  Выбор наиболее значимого для ПФС механизма интеграции

·  Подготовка альтернативных вариантов организационного проекта ПФС на основе модификации состава участников, способов интеграции и т.п.

·  Расчет синергетического эффекта по каждому альтернативному варианту организационного проекта

·  Использование «механизма обратной связи» как способа проверки соответствия прогнозируемого синергетического эффекта исходному замыслу создания (реформирования) ПФС

·  Формирование организационной структуры и разработка «Положения об организационной структуре ПФС»

·  Разработка внутренних положений, регламентирующих взаимоотношения центральной, дочерних и зависимых компаний.

Предлагаемые этапы разработки организационного проекта ПФС можно условно разбить на три части: концептуальную, стратегическую и расчетно-прогнозную.

Организационное построение ПФС предполагает разработку моделей согласования интересов промышленных п/п с фин.-кред. и научными организациями и определения эффективности будущей интеграции  в рамках ПФС.
2.
19. Эволюция развития и этапы становления предпринимательской деятельности в России.

Предпринимательство – самостоятельная хозяйственная деятельность людей с целью получения дохода. Главная особенность развития предпринимательства в России – догоняющий путь индустриального развития.

Первый этап (1861 – 1917).До реформы: 128 АО с капиталом в 256 млн. руб., >200 заводов, десятки тысяч рабочих. Реформа - 19.02.1861 г. Импульс развитию пред-ва. В СПб – 1-й частный банк. В 1866 г. 1-я концессия на постройку ж/д. Первые форумы отечественных предпринимателей. Ведущая форма предпринимательства – акционерно-паевая. Линия развития промышленности – вытеснение вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно-купеческой фабрикой и за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Существовали единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества (концу XIX века – ведущая роль). Удельный вес акционерных обществ в валовом производстве был наиболее высоким в резиновой промышленности (89.7%) и цементном производстве (42.4%), льняной промышленности (48.5%) и бумажной - (35.3%). К началу века – тенденции монополистического объединения предпринимателей охватили ведущие отрасли промышленности. Вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами. Основные формы монополий – синдикаты, тресты и артели. Первый синдикат (гвоздильных и проволочных заводов) - 1886 г. Активно образование синдикатов в 1902 - 1904 гг. НО монополия одной фирмы – исключение. Типично – олигополия нескольких фирм.