Расчёт РЦ выполняется на основе теории линий и четырёхполюсников, требующей знания первичных и вторичных параметров РЦ.
Таблица 2.1
Режимы работы рельсовых цепей
Режим |
Расчётные значения параметров |
Состояние пут. реле |
||
zр, Ом/км |
уи, Сим/км |
Uн, В |
||
Нормальный |
max |
max |
min |
Возбуждено |
Шунтовой |
min |
min |
max |
Без тока |
Контрольн. |
min |
критическ. |
max |
Без тока |
Рис. 2.1. Контрольный режим работы рельсовой цепи
Если уи = min, то iр – min ≥ П.
Если уи = max, то iр – max ≥ П, следовательно, уи – критическое.
2.2. Первичные параметры рельсовой линии
Электрические свойства рельсовой линии определяются удельной электрической проводимостью изоляции уи 1/Ом · км (Сим/км) или сопротивлением балласта rб, Ом/км и удельным электрическим сопротивлением рельсов zp, Ом/км.
Под электрической проводимостью изоляции рельсовой линии подразумевается проводимость для токов утечки от одной нити к другой через шпалы, балласт и грунт (рис. 2.2).
В связи с этим проводимость изоляции определяется электрохимическими процессами, протекающими на границах между элементами электронной и ионной проводимости, и зависит от всех факторов, влияющих на скорость их протекания: метеоусловий, качества и состояния балласта, высоты балластного слоя, типа, числа и состояния шпал, состава антисептиков и способов пропитки деревянных шпал и др.
Рис. 2.2. Схема прохождения токов в рельсовой цепи
Электрохимической природой проводимости изоляции рельсовой линии объясняется невозможность ее точного аналитического расчёта, и поэтому определяются условия, при которых проводимость изоляции достигает максимума и минимума. Максимальная проводимость изоляции – летом в жаркую погоду после проливного дождя, когда действуют одновременно два неблагоприятных фактора: высокая температура и большая влажность балласта и шпал, способствующие ускорению электрохимических реакций. Минимальная проводимость изоляции – в зимнее время при низкой температуре и влажности, когда электрохимические процессы заторможены. В общем случае выражение для удельной проводимости изоляции уи можно представить в виде:
уи = qи + jωСиэ = |уи| еjφ , Сим/км; (2.1)
где qи – активная составляющая проводимости, Сим/км;
Сиэ – эквивалентная ёмкость для токов утечки, Ф/км;
ω = 2πf – угловая частота сигнального тока, Рад/с,
f – частота сигнального тока.
Исследования показывают, что при частоте сигнального тока до 2 тыс. Гц проводимость изоляции является активной.
Аналитически невозможно точно определить удельную проводимость изоляции рельсовой линии. Измерениями установлено, что для:
– щебёнки уи = 0,5 Сим/км (rб = 2,0 Ом·км);
– гравия уи = 0,66 Сим/км (rб = 1,5 Ом∙км);
– песка уи = 1,0 Сим/км (rб = 1,0 Ом·км).
Нормативная величина максимальной проводимости изоляции (балласта) на отечественных железных дорогах установлена уи = 1 Сим/км (rб = 1,0 Ом·км).
Под электрическим сопротивлением рельсов подразумевается сопротивление рельсовой петли (обеих рельсовых нитей), состоящее из сопротивления собственно рельсов и рельсовых стыков.
Удельное сопротивление рельсовой петли определяется как сопротивление обеих нитей со стыковыми соединителями и накладками, отнесенное к 1 км рельсовой нити, и в общем случае является также комплексной величиной, которая ориентировочно может быть вычислена как:
Zp=roa+jωL= |Zp| ejφ Ом/км, (2.2)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.