Объекты управления и контроля в железнодорожных системах автоматики и телемеханики. Основы теории рельсовых цепей. Классификация систем железнодорожной автоматики и телемеханики, страница 3

                                                  а                             б

Рис. 1.2. Виды стрелочных переводов:

а – съезд; б – глухое пересечение двух съездов.

Основные требования по содержанию стрелочных переводов заключаются в следующем. Согласно ПТЭ зазор между прижатым остряком и рамным рельсом должен быть менее 4мм, а отжатый остряк отведён от  рамного рельса на расстояние не менее 125мм. В этом положении стрелка должна быть надёжно механически заперта, для чего применяют висячие замки   со скобами, замки системы инже­нера Мелентьева, приводозамыкатели МЦ, ЭЦ. Не допускается держать в пути стрелочный перевод, если он имеет такие неисправности, как:

– разъединение остряков;

– выкрашивание остряков 200мм на главных и 300мм на боковых путях;

– вертикальный износ рамных рельсов Р50 на 8, 10, 12мм соответственно на главных, боковых и прочих путях;

– понижение остряка против рамного рельса на 2мм и более;

– излом остряка, рамного рельса, крестовины, сердечника, усовика;

– разрыв хотя бы одного контррельсового болта.

1.3. Сигналы

1.3.1. Назначение и классификация сигналов

Сигналы запрещают или разрешают движение с определённой скоростью. В ряде случаев они несут дополнительную информацию о количестве свободных впереди блок-участков, пути приёма (главном или боковом), порядке следования по станции (с остановкой или на проход), маршруте отправления на примыкание и др. Управляемые с помощью средств А и Т сигналы подразделяются на звуковые (ревуны, звонки) и видимые.

К видимым относятся сигналы формы и сигналы цвета. В сигналах формы сигнальное показание даётся как в виде формы сигнального тела, так и его положением на носителе. К таковым относятся семафоры, диски сквозного прохода, щиты. В сигналах цвета сигнальное показание передаётся путём окраски светового потока, исходящего от специального источника. К таким сигналам относятся светофоры. Основными конструктивными элементами светофора являются: лампа как источник света, светофильтр и носитель, на котором располагается сигнальная оптика. По способу оформления сигнальной оптики на носителе различают мачтовые, карликовые и консольные светофоры.                    В настоящее время светофоры в силу ряда преимуществ (многозначность сигнальных показаний, отсутствие механических тяг, хорошая видимость днём и ночью и др.) получили наибольшее распространение на отечественных ж.д.

По своему назначению светофоры подразделяются на виды, пред­ставленные на рис. 1.3.

Рис. 1.3. Виды светофоров.

По значению запрещающего показания светофоры подразделяются на абсолютные, проезд которых ни при каких условиях не разрешён, абсолютно-разрешительные, проезд которых возможен по истечению 3 мин. остановки и далее со скоростью не более 20 км/час и условно-разрешительные, проезд которых для одних категорий поездов запрещён, а для других разрешён с пониженной скоростью (на мачте установлен отражатель «Т» или горит белый огонь).

Основные требования, предъявляемые ПТЭ к светофорам, заключаются в обеспечении чёткой видимости сигнальных показаний. Так огонь проходного и входного светофора на прямом участке пути должен быть отчётливо виден на расстоянии не менее 1000м, на криволинейных участках – 400 м, в сильно пересечённой местности – 200 м. Для огней выходных светофоров нормами установлен наименьший предел видимости – 400 м, маневровых – 200 м.

На станциях к сигнальным приборам примыкают различного рода маршрутные указатели. Они сигнализируют либо цифрами, либо буквами. Их сигнальные показания могут обозначать путь отправления при групповых выходных светофорах, скорость толкания предназначенного для роспуска с горки состава, род тяги на подходах к станциям стыкования и др.

1.3.2.  Основы сигнальной светотехники

В общем случае видимость сигналов цвета определяется как субъективными факторами (способностью человеческого глаза опознавать цвет), так и объективными (состоянием атмосферы, контрастностью и др.). Дальность видимости сигнала цвета определяется по формуле: