На рис. 1.12 показана нормально замкнутая РЦ, все элементы которой при отсутствии поезда обтекаются сигнальным током, в результате чего путевое реле П получает питание. Такой режим работы РЦ называется нормальным. При вступлении на РЦ хотя бы одной колёсной пары сигнальный ток замыкается через неё, путевое реле обесточивается и отпускает свой якорь. Такой режим работы РЦ называется шунтовым. Если при свободной РЦ ток на путевом реле прерывается в результате изъятия или повреждения рельса, то наступает контрольный режим.
В зависимости от рода тока РЦ могут быть постоянного или переменного тока различных частот. По характеру питания различают РЦ непрерывные и импульсные (кодовые).
Особое усложнение РЦ получают при электрической тяге. В этом случае возникают две инженерные задачи: 1) – необходимость защиты сигнальной аппаратуры от мешающего и опасного влияния обратного тягового тока и 2) – пропуск обратного тягового тока из одной РЦ в другую в обход изостыков.
Первая задача решается путём применения сигнальной частоты, отличной от тяговой, установки путевых фильтров на релейном конце, применения автоматических выключателей многократного действия типа АВМ. Вторая задача решается путём применения стыковых дроссель-трансформаторов (ДТ) (рис. 1.13) или же стыковых косых соединителей (рис. 1.14).
Рис. 1.13. Рельсовая цепь переменного тока
Рис. 1.14. Размещение косых стыковых соединителей
РЦ на стрелочных участках получаются разветвлёнными. С целью обеспечения контрольного режима на ответвлениях, такие РЦ могут иметь до трёх релейных концов (рис. 1.15). Помимо граничных изостыков, стрелочные РЦ имеют дополнительные изостыки для снятия короткого замыкания через крестовину стрелки. В одну стрелочную РЦ допускается включать не более 3-х одиночных стрелок. Очень опасным является пробой изоляции граничных изостыков РЦ. В этом случае путевое реле дополнительно получает питание от смежной РЦ, что может не обеспечить необходимой шунтовой чувствительности. Чтобы при коротких замыканиях граничных изостыков вызвать защитный отказ, осуществляют чередование полярностей в смежных РЦ, а по обе стороны изостыка располагают одноимённую аппаратуру.
Рис. 1.15. Разветвлённая рельсовая цепь
2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ
2.1. Особенности работы и расчёта рельсовых цепей
Рельсовая цепь как датчик автоматизированной системы находится в особых условиях работы, которые характеризуются различного рода воздействиями на неё. Различают следующие воздействия на рельсовую линию:
– непрерывные, связанные с изменением параметров рельсовой линии под влиянием внешних факторов (температура и влажность воздуха, загрязнённость, запыленность и засолённость ж.д. полотна и т.п.);
– дискретные воздействия, например, при наложении сосредоточенной проводимости (поездного шунта), полном электрическом разрыве (повреждении, изъятии рельса или любого узла рельсовой цепи);
– помехи.
Реакция РЦ на эти воздействия выражается в виде изменения уровня и фазы сигнала на входе путевого приёмника. При заданном сопротивлении последнего и выбранном напряжении генератора непрерывные воздействия не должны вызывать обесточивание путевого реле, а дискретные, наоборот, снижать ток до уровня надёжного несрабатывания. Поэтому сложный процесс работы РЦ рассчитывают в трёх основных режимах, соответствующих различным воздействиям: нормальном, когда цепь исправна и свободна, шунтовом, когда РЦ шунтирована колёсными парами, и контрольном, когда РЦ повреждена (рис. 2.1). Поскольку непрерывное воздействие выражается в изменении первичных параметров РЦ, то считается, что на условия работы цепи в каждом из режимов влияют три независимые переменные величины: проводимость изоляции Уи, сопротивление рельсов z и напряжение генератора Ů.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.