L=103, (1.1)
где, Ic – сила света сигнала, кд;
τ – коэффициент пропускания атмосферы на 1 км;
е – освещённость на зрачке, лк.
Так как в приведённой формуле L входит под знак радикала, то определение дальности расчётом затруднено. Поэтому предварительно составляются различного рода таблицы и номограммы. Проанализируем подкоренное выражение в приведённой формуле.
Сила света необходимой величины достигается применением ламп определённой мощности и специальной конструкцией сигнальной оптики. При этом сигнальная оптика не только должна обеспечивать нужное усиление светового потока (т.е. иметь определённый коэффициент усиления Ку), но и концентрировать световой поток в требуемом направлении, а также исключать ложный сигнал за счёт отражения от оптики солнечных лучей.
Состояние атмосферы может повлиять на чёткость восприятия сигнального цвета в случае потери его прозрачности. Уменьшение τ вызывает перераспределение волн в световом потоке таким образом, что зелёный огонь воспринимается как жёлтый, а жёлтый как зелёный. Лишь красный огонь оказывается наиболее устойчивым к изменениям прозрачности атмосферы.
Освещённость на зрачке глаза, как установлено опытами ВНИИЖТа, вызывает различные ощущения в зависимости от цвета. Так, для красного цвета минимальная пороговая освещённость на зрачке глаза днём составляет 600∙10-6 лк, для зелёного – 900∙10-6, для белого – 2000∙10-6 лк.
С точки зрения контрастности сигнальных цветов по отношению к окружающему фону в наиболее неблагоприятном положении оказываются зелёный и желтый цвета, а наиболее контрастен – красный цвет.
Таким образом, по сумме влияющих факторов наиболее восприимчив и устойчив красный цвет. Поэтому он выбран в качестве запрещающего всякое движение. Далее разрешающим признан жёлтый и разрешающим абсолютно – зелёный. Красный, жёлтый и зелёный составляют сигнальные цвета. Для маневровых передвижений в качестве запрещающего выбран синий, разрешающего – белый цвет.
Требуемая окраска светового потока достигается за счёт цветных светофильтров. К качеству их изготовления предъявляются повышенные требования. На заводе-изготовителе цветность светофильтров определяется путём измерения их колориметром. В основу измерения положена трёхкоординатная теория получения цвета (R – красный, G – зелёный, В – синий).
Источник света, распространяющий световой поток во все стороны пространства с одинаковой силой, применять нерационально, так как подавляющая часть потока будет затрачиваться бесполезно и мощность ламп светофоров будет недопустимо большой. Во избежание этого применяют оптические системы, концентрирующие часть светового потока, что значительно увеличивает силу света в требуемом направлении.
Коэффициент усиления оптики:
Ку = , (1.2)
где I2 – сила света пучка, вышедшего из оптики;
I1 – сила света, падающего от источника света.
От свойств и размеров оптической системы коэффициент усиления зависит следующим образом:
Ку = k = k, (1.3.)
где k – коэффициент потерь в стекле;
ω1 – телесный угол охвата;
ω2 – телесный угол рассеивания;
α – плоский угол, соответствующий телесному углу охвата;
β – плоский угол, соответствующий телесному углу рассеивания.
Ку = k, (1.4.)
где D – диаметр линзы,
d – диаметр источника света.
Для светофоров можно применять только те оптические системы, которые имеют возможно более высокий коэффициент усиления и не имеют возможность ложного восприятия сигнала вследствие отражения.
Рассмотрим возможные варианты оформления сигнальной оптики. Преломляющий тип оптики (рис. 1.4) не может дать большого коэффициента усиления Ку, так как имеет небольшой угол охвата. Ложное восприятие сигнала с линзовой оптикой маловероятно, так как источником ложного отраженного сигнала может служить только стеклянная поверхность баллона электрической лампочки, от которой возможно отражение лучей, попавших внутрь головки светофора извне, но сила света их при линзовой оптике будет очень мала.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.