Объекты управления и контроля в железнодорожных системах автоматики и телемеханики. Основы теории рельсовых цепей. Классификация систем железнодорожной автоматики и телемеханики, страница 15

7.  Диспетчерская централизация (ДЦ) представляет собой совокупность устройств управления стрелками и сигналами промежуточных станций в пределах диспетчерского участка. ДЦ – это кодовая система централизации, в которой все станции с центральным пунктом связаны парой проводов.

8. Горочные системы представляют собой комплекс, обеспечивающий автоматический роспуск и торможение скатывающихся отцепов. Объектами управления на горках являются: стрелки, горочный светофор, вагонные замедлители, горочный локомотив. В горочный комплекс входят:

ГАЦ – система автоматического перевода стрелок по маршруту следования отцепов;

АРС – система автоматического регулирования скоро­сти скатывания отцепов (управления вагонными замед­ли­те­лями);

АЗСР – система автоматического задания скорости рос­пус­ка составов (управление огнями горочного свето­фора);

ТГЛ – система телеуправления горочным локомотивом (т.е. реализация приказов системы АЗСР).

4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

УСТРОЙСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ

И ТЕЛЕМЕХАНИКИ

Технико-экономическая эффективность устройств опре­деляется комплексом показателей, главными из которых являются:

1. Пропускная способность перегонов и станций, т.е. ко­ли­чес­тво пар поездов Nmax, которое может быть пропущено по участку. Так при наличии на однопутном участке ПАБ Nmax  = 30 пар. Внед­ре­ние же АБ повышает пропускную способность участка на 25 – 30%, а ДЦ – почти в 2 раза. Пропускная способность горловины стан­ций, оборудованных устройствами ЭЦ, увели­чи­ва­ется на 50 – 70% по сравнению с ключевыми зависи­мо­­стя­ми. Здесь про­пускная спо­соб­ность самым тесным образом связана с вре­менем при­го­тов­ле­ния маршрута. Так при ключевых зависимо­стях сред­нее время при­го­товления маршрута составляет 5 мин., при МЦ – 1мин., релейной цен­т­рализации с раздельным управлением стрел­ками – 0,5 мин., а с мар­шрутным управлением – 5 сек. Внед­рение устройств авто­ма­ти­ки на горке увеличивает её перера­батывающую способность с 500-600 до 5000 вагонов в сутки.

2. Численность обслуживающего штата. Так, переход с ПАБ на АБ ведёт к ликвидации промежуточных постов и соответ­ству­ющего дежурного штата движенцев. Переход на ЭЦ с клю­че­вых зависимостей позволяет сократить штат на 30 – 50 человек на каж­дые 100 централизованных стрелок. Внедрение ГАЦ, АРС, АЗСР не только облегчает труд, но и ликвидирует такие опасные про­­фес­сии, как стрелочник, башмачник, списчик вагонов, рас­цеп­щик.

3. Срок окупаемости. При ЭЦ он составляет не более 5 лет.

Увеличение пропускной способности перегонов и станций ве­дёт к увеличению участковой скорости, а это, в свою очередь, со­кра­щает парк подвижного состава, уменьшает расходы на его со­дер­жание и ремонт. Своевременная доставка грузов обеспечивает рит­мичную работу предприятий и исключает нарушение произ­водственного процесса.

5.  РЕШЕНИЕ  ВОПРОСОВ  НАДЁЖНОСТИ  ПРИ

ПОСТРОЕНИИ  ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ  ЦЕПЕЙ  И  УЗЛОВ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ  АВТОМАТИКИ  И  ТЕЛЕМЕХАНИКИ

Непрерывность перевозочного процесса, обеспечение безопасности движения поездов требуют достаточно высокой надёж­­ности устройств автоматики. Необходимый её уровень до­сти­­­­гается применением высоконадёжных элементов, ре­зер­ви­ро­ва­ни­ем и техобслуживанием. Однако полностью исклю­чить выход из строя элементов и ошибки обслуживающего персо­нала нельзя. По­э­то­му построение основных функциональных це­пей и узлов необ­хо­димо вести таким образом, чтобы не допустить опас­ных отказов, т.е. таких, которые ставят под угрозу безопас­ность движения поез­дов (ложный контроль свободности путевого участка, появление раз­­решающего огня на светофоре вместо запре­щающего, само­про­из­­вольный перевод стрелки, ложный контроль её положения и т.п.). Любое повреждение в функциональной цепи должно вызвать за­­щитный отказ, приводящий систему в безопас­ное состояние (ло­ж­ная занятость путевого участка, невозможность от­кры­тия свето­фо­ра, управления стрелкой, потеря контроля её положения и т.п.).