Объекты управления и контроля в железнодорожных системах автоматики и телемеханики. Основы теории рельсовых цепей. Классификация систем железнодорожной автоматики и телемеханики, страница 16

 Практикой установлены следующие виды опасных отказов:

1. Нахождение реле под током в результате его выключения ненадёжным элементом (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Ненадёжное выключение реле

2. Сообщение линейного провода непосредственно или через «землю» с источником питания (рис. 5.2).

Рис. 5.2. «Заземление» линейного провода

3. Сообщение между линейными проводами различного назначения    (рис. 5.3).

Рис.5.3. Короткое замыкание проводов

4. Несрабатывание поляризованного якоря комбинированных и поляризованных реле.

Отсюда следует, что любая функциональная цепь должна иметь построение, не только отвечающее решению функ­ци­ональ­ной задачи, но и включающее мероприятия по защите от опасных от­казов. К таким мероприятиям относятся следующие:

- применение реле 1-го класса надёжности, гарантирующих раз­­мыкание контактной системы при выключении реле  и несва­ри­ва­­емость её при выключении (рис. 5.4). Если выключение реле не­об­­ходимо осуществлять ненадёжным элементом, то предус­мат­ри­ва­ется контроль отпадания якоря такого реле.

Рис. 5.4. Контроль отпадания якоря реле

В особо важных цепях, например в цепи реле С, контролируется действительное отпадание якоря реле 1-го класса надёжности З (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Контроль отпадания якоря реле в особо важных цепях

Для надёжной коммутации цепей используется двухполюсное размыкание (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Двухполюсное размыкание линейных цепей

Контроль действительного переброса поляризованного яко­ря комбинированных и поляризованных реле. Здесь существу­ют различные способы, использующие возможности конкретной схе­мы. Например, на рис. 5.7 показана схема включения конт­роль­ных реле стрелки СК1 и СК2, составляющих первый каскад конт­ро­ля. Во втором каскаде реле ПК и МК получат питание только при согласованном перебросе якорей поляризованных реле СК1 И СК2. 

Рис. 5.7. Контроль переброса якоря поляризованного реле

Правильный выбор исходного состояния реле (функцио­нальной цепи), исходя из условий безопасного движения поездов. Все ответственные команды подаются активным состоянием реле, например, команды включения разрешающего огня светофора – сигнальным реле С, находящимся под током               (рис. 5.8).

неверно                                                верно

Рис. 5.8. Выбор исходного состояния реле

Другие мероприятия находятся из анализа возможных отказов для конкретных цепей (например, изолирующие трансформаторы в контрольных цепях стрелок).

Библиографический список

1. В и н о г р а д о в а   В. Ю. Автоблокировка и переездная сигнализация / Учебное иллюстрированное пособие. М.: Маршрут, 2003. 20 с.

2. Системы железнодорожной автоматики и телемеханики: Учеб. для вузов / Ю. А.  К р а в ц о в, В. Л.  Н е с т е р о в, Г. Ф.  Л е к у т а   и др.; Под. ред. Ю.А. Кравцова. М.: Транспорт, 1996. 400 с.

3. Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте: Учеб. для вузов / А. С.  П е р е б о р о в,  Ю. А.  К р а в ц о в,  И. М.  К о к у р и н    и др.; Под ред. А. С.  П е р е б о р о в а. М.: Транспорт, 1985. 345 с.

4. Устройство, эксплуатация и техническое обслуживание систем автоблокировки с рельсовыми цепями тональной частоты: Методические материалы / ГУП ВНИИАС МПС России. М., 2001. 204 с.

5. Л а з а р ч у к  В. С. Станционные системы автоматики и телемеханики. Учебное пособие , части 1, 2. / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 1998.

6. Системы железнодорожной автоматики и телемеханики: Методические указания к выполнению курсового проекта / В. С.  Л а з а р ч у к,  В. Н.                    З а к о л о д я ж н ы й. Омская гос. акад. путей сообщения. Омск, 1995. 38 с.

7. Системы железнодорожной автоматики и телемеханики. Части 1, 2, 3.: Методические указания по выполнению лабораторных работ / В. Н.                            З а к о л о д я ж н ы й, В. С.  Л а з а р ч у к, В. А.  Ф и л и м о н о в. Омский ин-т инж. ж.-д. транспорта, 1992.