Объекты управления и контроля в железнодорожных системах автоматики и телемеханики. Основы теории рельсовых цепей. Классификация систем железнодорожной автоматики и телемеханики, страница 12

Качество шунтового эффекта, то есть степень снижения сиг­на­­ла на входе путевого реле, определяется шунтовой чувстви­тель­но­­­стью РЦ – Rш. Шунтовая чувствительность – это максимальное со­­противление, при включении которого между рельсами надежно от­­падает (при непрерывном питании) или надежно не при­тя­ги­ва­ет­ся (при импульсном и кодовом питании) якорь путевого реле. Ве­ли­­­чина шунтовой чувствительности  в различных точках рельсовой це­­пи неодинакова и зависит от параметров рельсовой линии и эле­ме­н­­тов рельсовой цепи, поэтому для характеристики шунтового эф­­фекта введено понятие о предельной шунтовой чувстви­тель­но­сти.

Предельной шунтовой чувствительностью Rш.пр называется ми­нимальное значение шунтовой чувствительности для данной рель­совой цепи, определенное расчетом или экспериментом при наи­более неблагоприятных для шунтового эффекта условиях.

Для определения степени надежности шунтового эффекта ис­пользуют нормативную шунтовую чувствительность Rш.н, зна­че­ние которой установлено равной 0,06 Ом. Шунтовой эффект рель­со­вой цепи считается надежным, если выполняется условие Rш.пр  ≥ Rш.н.

 Наихудшими условиями шунтового режима являются такие, при которых увеличивается сигнал на входе приемника:

– максимальное напряжение источника питания;

– минимальное сопротивление рельсовых нитей;

– максимальное сопротивление изоляции рельсовых линий;

– минимальное сопротивление элементов согласующих устройств, включенных последовательно с приемником;

– максимальное сопротивление элементов согласующих устройств, включенных параллельно приемнику.

  С целью проверки РЦ на шунтовую чувствительность пользуются следующими схемами замещения РЦ, отражающими процессы до (рис. 2.9) и после (рис. 2.10) наложения шунта.

Рис. 2.9. Схема замещения рельсовой цепи до наложения шунта

Рис. 2.10. Схема замещения рельсовой цепи после наложения шунта

Изменения в нормальном режиме Zmax → Zmin, yи → 0 ведёт к возрастанию тока на конце линии Iк → ∞. Для новых значений zр и yи по формулам (2.10) находят А, В, С, D. Используя их в (2.8) и (2.9), определяют Iк∞. При наложении шунта этот ток должен снизиться до Iк.ш  > Iн.от, т.е. тока надёжного                 отпадания якоря путевого реле. Таким образом, реакцию цепи на появление шунта можно выразить через коэффициент снижения тока на путевом реле:

fш  =  или  fш  = ,                                         (2.21)

где Zпо.ш  и Zпо.∞ вычисляют по формуле (2.20) и после подстановки их значений в (2.21) получают:

|fш| = ,                          (2.22)

где k = – комплексный коэффициент отношения эквивалентного сопротивления цепи относительно точек наложения шунта (а, б) к сопротивлению шунта;

δ – аргумент комплекса Zэох.

 


|Zэох| =  ,                     (2.23)

где р =  – вещественный безразмерный коэффициент.

Решая (2.22) относительно Rшх, окончательно получим:

Rшх  = .                        (2.24)

Полученную шунтовую чувствительность Rш.х необходимо сравнить с нормативной Rш.н  = 0,06 Ом. Если Rш.х  ≥ Rш.н, то шунтовая чувствительность РЦ считается достаточной.

Шунтовую чувствительность РЦ постоянного тока определяют по формулам (2.23), (2.24) после замены всех комплексных сопротивлений омическими и при δ=0.

Из (2.23), (2.24) видно, что шунтовая чувствительность является функцией параметра р, т.е. места расположения шунта на РЦ. Исследование этой функции показывает, что графически её можно представить в виде параболы с вертикальной осью и максимумом посредине. Следовательно, наименьшая шунтовая чувствительность будет по концам РЦ. Отсюда следует, что расчёт нужно вести только для релейного конца (р = 0) и питающего (р = 1). Если же           Zвхн  = Zвхнк, то для одного из них подстановкой соответствующих значений р в (2.23) можно получить частные значения Rшп и Rшр.

2.8. Расчёт и анализ контрольного режима