Качество шунтового эффекта, то есть степень снижения сигнала на входе путевого реле, определяется шунтовой чувствительностью РЦ – Rш. Шунтовая чувствительность – это максимальное сопротивление, при включении которого между рельсами надежно отпадает (при непрерывном питании) или надежно не притягивается (при импульсном и кодовом питании) якорь путевого реле. Величина шунтовой чувствительности в различных точках рельсовой цепи неодинакова и зависит от параметров рельсовой линии и элементов рельсовой цепи, поэтому для характеристики шунтового эффекта введено понятие о предельной шунтовой чувствительности.
Предельной шунтовой чувствительностью Rш.пр называется минимальное значение шунтовой чувствительности для данной рельсовой цепи, определенное расчетом или экспериментом при наиболее неблагоприятных для шунтового эффекта условиях.
Для определения степени надежности шунтового эффекта используют нормативную шунтовую чувствительность Rш.н, значение которой установлено равной 0,06 Ом. Шунтовой эффект рельсовой цепи считается надежным, если выполняется условие Rш.пр ≥ Rш.н.
Наихудшими условиями шунтового режима являются такие, при которых увеличивается сигнал на входе приемника:
– максимальное напряжение источника питания;
– минимальное сопротивление рельсовых нитей;
– максимальное сопротивление изоляции рельсовых линий;
– минимальное сопротивление элементов согласующих устройств, включенных последовательно с приемником;
– максимальное сопротивление элементов согласующих устройств, включенных параллельно приемнику.
С целью проверки РЦ на шунтовую чувствительность пользуются следующими схемами замещения РЦ, отражающими процессы до (рис. 2.9) и после (рис. 2.10) наложения шунта.
Рис. 2.9. Схема замещения рельсовой цепи до наложения шунта
Рис. 2.10. Схема замещения рельсовой цепи после наложения шунта
Изменения в нормальном режиме Zmax → Zmin, yи → 0 ведёт к возрастанию тока на конце линии Iк → ∞. Для новых значений zр и yи по формулам (2.10) находят А∞, В∞, С∞, D∞. Используя их в (2.8) и (2.9), определяют Iк∞. При наложении шунта этот ток должен снизиться до Iк.ш > Iн.от, т.е. тока надёжного отпадания якоря путевого реле. Таким образом, реакцию цепи на появление шунта можно выразить через коэффициент снижения тока на путевом реле:
fш = или fш = , (2.21)
где Zпо.ш и Zпо.∞ вычисляют по формуле (2.20) и после подстановки их значений в (2.21) получают:
|fш| = , (2.22)
где k = – комплексный коэффициент отношения эквивалентного сопротивления цепи относительно точек наложения шунта (а, б) к сопротивлению шунта;
δ – аргумент комплекса Zэох.
|Zэох| = , (2.23)
где р = – вещественный безразмерный коэффициент.
Решая (2.22) относительно Rшх, окончательно получим:
Rшх = . (2.24)
Полученную шунтовую чувствительность Rш.х необходимо сравнить с нормативной Rш.н = 0,06 Ом. Если Rш.х ≥ Rш.н, то шунтовая чувствительность РЦ считается достаточной.
Шунтовую чувствительность РЦ постоянного тока определяют по формулам (2.23), (2.24) после замены всех комплексных сопротивлений омическими и при δ=0.
Из (2.23), (2.24) видно, что шунтовая чувствительность является функцией параметра р, т.е. места расположения шунта на РЦ. Исследование этой функции показывает, что графически её можно представить в виде параболы с вертикальной осью и максимумом посредине. Следовательно, наименьшая шунтовая чувствительность будет по концам РЦ. Отсюда следует, что расчёт нужно вести только для релейного конца (р = 0) и питающего (р = 1). Если же Z’вхн = Zвхнк, то для одного из них подстановкой соответствующих значений р в (2.23) можно получить частные значения Rшп и Rшр.
2.8. Расчёт и анализ контрольного режима
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.