Объекты управления и контроля в железнодорожных системах автоматики и телемеханики. Основы теории рельсовых цепей. Классификация систем железнодорожной автоматики и телемеханики, страница 2

Уже в первые годы существования железных дорог стре­ми­лись механизировать процессы, связанные с приго­товлением мар­ш­рутов, т.е. облегчить физический труд человека. Ручное переме­ще­ние стрелочных и сигнальных тяг заменялось механи­зи­ро­ван­ным с использованием энергии сжатого воздуха или жидкости, элек­трического тока. Применение соответствующих устройств (пнев­мо-, гидро-, электроприводов), как правило, позволяло уско­рить приготовление маршрутов, а следовательно, увеличить про­пуск­ную способность станции.

Одновременно с механизацией решались вопросы авто­ма­ти­за­­ции процессов установки маршрутов, т.е. внедрение уст­ройств, об­легчающих функции управления. К техническим сред­ствам авто­ма­тизации относятся различного рода системы путевой бло­ки­ров­ки, централизации стрелок и сигналов. Они позволяют регу­ли­ро­вать дви­жение поездов по заданным алгоритмам, обеспечивать без­опас­ность перевозочного процесса, а также осуществлять теле­уп­рав­­ление и контроль объектов на любом расстоянии.

Устройства механизации и автоматизации производ­ствен­ных процессов в сфере оперативного управления движением поез­дов получили название устройств СЦБ (сигнализации, централи­за­ции и блокировки). Долгое время в качестве элементной базы для их построения использовались реле. Однако в настоящее время вид и функции этих устройств настолько изменились и расширились, что далеко выходят за рамки понятия СЦБ и более точно опреде­ля­ют­ся понятием «Устройства автоматизации и телемеханики по оперативному управлению движением поездов». Они целиком ориен­тированы на применение для их построения средств элек­трон­ной и вычислительной техники, включая микропроцессоры. В перс­пективе они должны составить единую автоматизированную сеть управления железнодорожным транспортом (АСУ ЖТ) с ис­поль­зованием линейных и радиоканалов ОАО РЖД.

1. ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В

Железнодорожных СИСТЕМАХ

автоматики и телемеханики

В настоящее время в области оперативного управления движением поездов автоматическому управлению и контролю подлежат следующие объекты:

– стрелочные переводы

– сигнальные приборы

– путевые участки

– разъединители ВВЛ АБ

– переключатели рода тока в контактной сети

– вагонные замедлители

– горочный локомотив

– буксовый узел подвижного состава

– тормозные упоры на станционных путях

– устройства контроля схода подвижного состава.

1.2. Устройство стрелочных переводов и их классификация.

Стрелочные переводы (рис. 1.1) предназначаются для перемещения подвижного состава с одного пути на другой.

Рис. 1.1. Схема стрелочного перевода

 Основными конструктивными элементами стрелочного перевода являются следующие:

1 – рамные рельсы;

2 – остряки;

3 – межостряковая тяга;

4 – переходные кривые;

5 – контррельсы;

6 – усовики;

7 – сердечник.

Крайнее положение остряков стрелки, ведущее по прямому пути, называется плюсовым (+). Оно принимается за нормальное. Положение остряков, ведущее на боковой путь, называется минусовым (–).

При противошёрстном движении прижатый остряк должен плотно прилегать к рамному рельсу, иначе может произойти отжатие остряка гребнем бандажа колёсной пары, что приведёт к сходу подвижной единицы. При пошёрстном движении и неустановленной стрелке может произойти её взрез, т.е. принудительный перевод колёсной парой подвижного состава. Таким образом, после каждого перевода остряки стрелки должны быть механически заперты, а движение осуществляется только по разрешающему показанию сигнала.

Стрелочные переводы классифицируются по маркам крестовины. Мар­ка крестовины (М) есть тангенс угла сходящихся на стрелке пу­тей. Согласно ПТЭ на главных путях и приёмоотправочных пасса­жир­­­ских М = 1/11, грузовых        М = 1/9. На сортировочных горках при­ме­­­няются симметричные переводы с      М = 1/6. При скоростном дви­же­нии поездов (120 – 160 км/час) на главных путях укладывают стрелки с М = 1/18 и 1/22. Кроме обычных одиночных стрелочных переводов для съезда с одного параллельного пути на другой применяют спарен­ные стрелки (съезды), иногда – глухое пересечение двух съездов    (рис. 1.2).