Масштабы и темпы развития промышленности. Структура отрасли и факторы, ее определяющие. Структура отрасли и стратегическое поведение предприятия, страница 9

1.  Товарные (продуктовые);

2.  Временные (связаны с изменение спроса и предложения во времени);

3.  Географические.

Если мы рассматриваем чисто отраслевой рынок (например, только рынок легковых автомобилей, а не автотранспорта), понятие отрасли и рынка сближено, и часто мы рассматриваем пре предприятия подотраслей, объединенные выпуском заменяемых продуктов и конкурирующих друг с другом в сфере реализации. Выявив границы рынка, нужно определить фирмы, производящие товар на этот рынок. Насколько верно определен круг, можно проверить с помощью двух показателей.

1.  Показатель специализации – отношение объема продаж данного товара к объему продаж всех товаров фирмами, отнесенными к данной отрасли. Аналогичный показатель рассчитывается для отдельного предприятия.

2.  Показатель охвата – отношение объема проданного товара фирмами, отнесенными к данной отрасли, к общему объему продаж данного товара всеми отраслями.

Если эти показатели достаточно велики, можно исследовать концентрацию с хорошим качеством результата.

Следующий шаг: показатели уровня концентрации строятся на основе сопоставления размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Для этих целей используется 4 основных показателя.

1.  Доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;

2.  Доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данного продукта;

3.  Доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;

4.  Доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленных стоимостей всех производителей, действующих на рынке.

Вывод: показатели, сосчитанные по различным измерителям для одного и того же предприятия, могут давать несколько различающиеся оценки, особенно для диверсифицированных фирм (действующих в различных подотраслях и на разных рынках).

Поэтому картина концентрации в одной и той же отрасли (на рынке) может выглядеть по-разному.

Самой первой характеристикой концентрации может служить размер крупнейших фирм. Для определения доминирования устанавливается порог доминирования, который устанавливается законодательно. В России контроль не менее 35%, а в Великобритании 25%. В статистике многих стран выделяются позиции ведущих фирм в каждой отрасли, например в США с первых 4-х, 8-ми и т. д.

Показатели концентрации.

1. Индекс концентрации - сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке (CR - concentration ratio)

yi - рыночная доля i-ой фирмы.

k - число фирм, для которых рассчитывается показатель из общего числа фирм отрасли n.

k = n; CR = 1 (100%)

Для одного и того же числа фирм, чем больше степень концентрации - тем менее конкурентными являются отрасли. Однако индекс порождает определенную неточность, так как нечего не говорит о рыночной доле отдельных фирм, как попавших в выборку, так и оставшихся за её пределами

Рынок A

Рынок B

Номер фирмы k по убыванию доли (yi)

Рыночная дока k фирмы (yk)

Индекс концентрации CRk

Номер фирмы k по убыванию доли (yi)

Рыночная дока k фирмы (yk)

Индекс концентрации CRk

1

0,30

0,30

1

0,22

0,22

2

0,20

0,50

2

0,20

0,42

3

0,15

0,65

3

0,18

0,60

4

0,10

0,75

4

0,15

0,75

5

0,10

0,85

5

0,15

0,90

6

0,075

0,925

6

0,10

1,00

7

0,075

1.00

Этот индекс недостаточен для характеристики потенциала рыночной власти отдельной фирмы. Имеется ряд других показателей, но наиболее удачным среди них является индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) - сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынках.

Диапазоны его изменения: