1. Товарные (продуктовые);
2. Временные (связаны с изменение спроса и предложения во времени);
3. Географические.
Если мы рассматриваем чисто отраслевой рынок (например, только рынок легковых автомобилей, а не автотранспорта), понятие отрасли и рынка сближено, и часто мы рассматриваем пре предприятия подотраслей, объединенные выпуском заменяемых продуктов и конкурирующих друг с другом в сфере реализации. Выявив границы рынка, нужно определить фирмы, производящие товар на этот рынок. Насколько верно определен круг, можно проверить с помощью двух показателей.
1. Показатель специализации – отношение объема продаж данного товара к объему продаж всех товаров фирмами, отнесенными к данной отрасли. Аналогичный показатель рассчитывается для отдельного предприятия.
2. Показатель охвата – отношение объема проданного товара фирмами, отнесенными к данной отрасли, к общему объему продаж данного товара всеми отраслями.
Если эти показатели достаточно велики, можно исследовать концентрацию с хорошим качеством результата.
Следующий шаг: показатели уровня концентрации строятся на основе сопоставления размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Для этих целей используется 4 основных показателя.
1. Доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;
2. Доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данного продукта;
3. Доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;
4. Доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленных стоимостей всех производителей, действующих на рынке.
Вывод: показатели, сосчитанные по различным измерителям для одного и того же предприятия, могут давать несколько различающиеся оценки, особенно для диверсифицированных фирм (действующих в различных подотраслях и на разных рынках).
Поэтому картина концентрации в одной и той же отрасли (на рынке) может выглядеть по-разному.
Самой первой характеристикой концентрации может служить размер крупнейших фирм. Для определения доминирования устанавливается порог доминирования, который устанавливается законодательно. В России контроль не менее 35%, а в Великобритании 25%. В статистике многих стран выделяются позиции ведущих фирм в каждой отрасли, например в США с первых 4-х, 8-ми и т. д.
1. Индекс концентрации - сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке (CR - concentration ratio)
yi - рыночная доля i-ой фирмы.
k - число фирм, для которых рассчитывается показатель из общего числа фирм отрасли n.
k = n; CR = 1 (100%)
Для одного и того же числа фирм, чем больше степень концентрации - тем менее конкурентными являются отрасли. Однако индекс порождает определенную неточность, так как нечего не говорит о рыночной доле отдельных фирм, как попавших в выборку, так и оставшихся за её пределами
Рынок A |
Рынок B |
||||
Номер фирмы k по убыванию доли (yi) |
Рыночная дока k фирмы (yk) |
Индекс концентрации CRk |
Номер фирмы k по убыванию доли (yi) |
Рыночная дока k фирмы (yk) |
Индекс концентрации CRk |
1 |
0,30 |
0,30 |
1 |
0,22 |
0,22 |
2 |
0,20 |
0,50 |
2 |
0,20 |
0,42 |
3 |
0,15 |
0,65 |
3 |
0,18 |
0,60 |
4 |
0,10 |
0,75 |
4 |
0,15 |
0,75 |
5 |
0,10 |
0,85 |
5 |
0,15 |
0,90 |
6 |
0,075 |
0,925 |
6 |
0,10 |
1,00 |
7 |
0,075 |
1.00 |
Этот индекс недостаточен для характеристики потенциала рыночной власти отдельной фирмы. Имеется ряд других показателей, но наиболее удачным среди них является индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) - сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынках.
Диапазоны его изменения:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.