Барьеры, порожденные объективными характеристиками отрасли (связанные с технологией производства, характеристиками предпочтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т. д.) относятся к нестратегическим факторам рыночной структуры (нестратегические барьеры).
Другой тип барьеров, вызванный стратегическим поведением фирм, действующих на рынке, называется стратегическим (стратегическое ценообразование, ограничение входа потенциальных конкурентов, стратегическая политика в области расходов на исследование и инновации, политика в отношении патентов, вертикальная интеграция и диверсификация).
Согласно классификации Бейда, по высоте и эффективности барьеров различают 4 вида рынков:
1. Со свободным входом - действующие на рынке фирмы не обладаю никакими преимуществами перед потенциальными конкурентами.
2. С неэффективными барьерами входа - действующие фирмы могут с помощью ценовой и неценовой политики препятствовать входу аутсайдеров, но это не является более предпочтительным, чем получение прибыли в краткосрочном периоде.
3. С эффективными барьерами для входа - действующие в отрасли фирмы предпочитают политику препятствования входу новых фирм.
4. С блокированным входом - старые фирмы полностью блокируют возможность входа даже в долгосрочном периоде.
Эффективность стратегических барьеров для входа определяется сравнением прибыли фирмы, получаемой при отказе от политики барьеров с прибылью возможной при осуществлении мероприятий по блокированию.
Фирма несет затраты и потери по причине:
1. Снижение цен для исключения конкуренции.
2. Инвестиции в создании запаса производственной мощности.
3. Расходы на создание избыточной дистрибьюторской сети.
4. Расходы на повышение качества для поддержания репутации.
Экономия от масштаба - это снижение удельных издержек на единицу продукции с ростом масштаба выпуска за счет экономии на постоянной части затрат - положительный эффект.
Отрицательный эффект - рост издержек.
Возрастающая экономия от масштаба является причиной существования естественных монополий, когда нецелесообразно иметь в отрасли более одного производителя, причем здесь может наблюдаться 2 случая:
1. Когда экономия возрастает при любом объеме выпуска.
2. Когда спрос меньше объема выпуска, при котором такая экономия исчезает
MES - минимальный эффект размер наименований, объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки на единицу продукции.
Число фирм, действующих в отрасли в состоянии долгосрочного равновесия = отношению объема рыночного спроса при цене = минимальному значению долгосрочных средних затрат к минимальному эффективному размеру фирмы.
n – число фирм;
q* - MES.
Если число фирм окажется больше n, часть из них будет производить товар с затратами, превышающие минимальные, ценовая конкуренция приведет к снижению цены до уровня минимальных затрат, соответственно такие фирмы будут нести убытки и вынужденно прекратят производство.
Наличие возрастающей экономии от масштаба недостаточно для оценки высоты барьера для входа в отрасль. Необходима информация о разнице в уровне средних затрат крупных и мелких фирм. Чем она больше - тем существеннее барьеры для входа, вызванные экономией от масштаба.
Дополнительная информация: преимущество в затратах - отношение средней величины добавленной стоимости на одного работающего в крупных предприятиях (первых в ранжированном ряду) к этому показателю для мелких предприятий ( последних в ряду для данной отрасли).
По ряду исследований, высокий барьер при высоком MES наблюдается при указанном соотношении 1,25, следовательно, показатель MES - важная характеристика рыночной структуры. Он определяется технологией производства товара.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.