Масштабы и темпы развития промышленности. Структура отрасли и факторы, ее определяющие. Структура отрасли и стратегическое поведение предприятия, страница 11

Барьеры, порожденные объективными характеристиками отрасли (связанные с технологией производства, характеристиками предпочтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т. д.) относятся к нестратегическим факторам рыночной структуры (нестратегические барьеры).

Другой тип барьеров, вызванный стратегическим поведением фирм, действующих на рынке, называется стратегическим (стратегическое ценообразование, ограничение входа потенциальных конкурентов, стратегическая политика в области расходов на исследование и инновации, политика в отношении патентов, вертикальная интеграция и диверсификация).

Согласно классификации Бейда, по высоте и эффективности барьеров различают 4 вида рынков:

1.  Со свободным входом - действующие на рынке фирмы не обладаю никакими преимуществами перед потенциальными конкурентами.

2.  С неэффективными барьерами входа - действующие фирмы могут с помощью ценовой и неценовой политики препятствовать входу аутсайдеров, но это не является более предпочтительным, чем получение прибыли в краткосрочном периоде.

3.  С эффективными барьерами для входа - действующие в отрасли фирмы предпочитают политику препятствования входу новых фирм.

4.  С блокированным входом - старые фирмы полностью блокируют возможность входа даже в долгосрочном периоде.

Эффективность стратегических барьеров для входа определяется сравнением прибыли фирмы, получаемой при отказе от политики барьеров с прибылью возможной при осуществлении мероприятий по блокированию.

Фирма несет затраты и потери по причине:

1.  Снижение цен для исключения конкуренции.

2.  Инвестиции в создании запаса производственной мощности.

3.  Расходы на создание избыточной дистрибьюторской сети.

4.  Расходы на повышение качества для поддержания репутации.

Нестратегические барьеры входа. Экономия от масштаба и минимально эффективные размеры.

Экономия от масштаба - это снижение удельных издержек на единицу продукции с ростом масштаба выпуска за счет экономии на постоянной части затрат - положительный эффект.

Отрицательный эффект - рост издержек.

Возрастающая экономия от масштаба является причиной существования естественных монополий, когда нецелесообразно иметь в отрасли более одного производителя, причем здесь может наблюдаться 2 случая:

1. Когда экономия возрастает при любом объеме выпуска.

2. Когда спрос меньше объема выпуска, при котором такая экономия исчезает

MES - минимальный эффект размер наименований, объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки на единицу продукции.

Число фирм, действующих в отрасли в состоянии долгосрочного равновесия = отношению объема рыночного спроса при цене = минимальному значению долгосрочных средних затрат к минимальному эффективному размеру фирмы.

n – число фирм;

q* - MES.

Если число фирм окажется больше n, часть из них будет производить товар с затратами, превышающие минимальные, ценовая конкуренция приведет к снижению цены до уровня минимальных затрат, соответственно такие фирмы будут нести убытки и вынужденно прекратят производство.

Наличие возрастающей экономии от масштаба недостаточно для оценки высоты барьера для входа в отрасль. Необходима информация о разнице в уровне средних затрат крупных и мелких фирм. Чем она больше - тем существеннее барьеры для входа, вызванные экономией от масштаба.

Дополнительная информация: преимущество в затратах - отношение средней величины добавленной стоимости на одного работающего в крупных предприятиях (первых в ранжированном ряду) к этому показателю для мелких предприятий ( последних в ряду для данной отрасли).

По ряду исследований, высокий барьер при высоком MES наблюдается при указанном соотношении 1,25, следовательно, показатель MES - важная характеристика рыночной структуры. Он определяется технологией производства товара.

Вертикальная интеграция (объединение).