Масштабы и темпы развития промышленности. Структура отрасли и факторы, ее определяющие. Структура отрасли и стратегическое поведение предприятия, страница 7

  • Неопределенность условий, в которых принимаются решения (даже блестящий менеджмент не сможет обеспечить максимизацию прибыли, так как никогда не располагает абсолютно полной, точной, достоверной информацией); по некоторым причинам информация может быть неполной: скрывание работниками (сознательное), фильтры (рассеивание, искажение информации).
  • Сложность организационных структур фирмы, различное толкование целей отдельными службами и «удаленность» многих рабочих мест от задач максимизации прибыли. Топ-менеджмент может стремиться недостаточно к максимизации прибыли, если не является собственником (не имеет акций).
  • Топ-менеджмент преследует разные цели: высший менеджмент – интерес в работе, высокая котировка на рынке труда, стремление к разрастанию бизнеса как более престижного; для большинства работников главное – выживание, сохранение рабочего менеджмента; для них характерен более осторожный тип поведения, так как решения, ведущие к максимизации прибыли часто бывают рискованными. Интересы собственников и наемных работников не совпадают, и акционеры стараются их увязать различными формами материального поощрения.

Пределы отклонения от максимизации прибыли: угроза попасть под контроль другой фирмы или разориться, а для менеджмента – быть уволенным.

Отклонения от максимизации прибыли оказываются более сильными при небольшом соперничестве и при более влиятельной позиции руководителей (либо как акционеров, либо из-за недостаточного контроля со стороны собственников).

Таким образом регулирование отдельных отраслей и рынков различается, должно учитывать все перечисленные сложности.

В итоге развития теории отрасли были сформулированы критерии работающей конкуренции (Кларк):

1.  Структурные:

a.  Число продавцов должно быть настолько большим, насколько позволяет эффект масштаба;

b.  Искусственных препятствий мобильности ресурсов и входу на рынок новых фирм не должно существовать;

c.  Должна наблюдаться умеренная и чувствительная к изменению цен дифференциация продукции по качеству.

2.  Поведенческие. У фирм должно быть:

a.  Неуверенность в том, будет ли подхвачена ценовая инициатива конкурентов;

b.  Стремление достигать целей независимо, без говора;

c.  Отсутствие несправедливой, исключительной, хищнической или принудительной тактики поведения на рынке;

d.  Отсутствие постоянно неэффективно работающих поставщиков и незаинтересованных покупателей;

e.  Правильная информация о продвижении продукции на рынок;
Отсутствие информации, вводящей в заблуждение;

f.  Отсутствие постоянной, наносящей вред ценовой дискриминации.

3.  Функциональные:

a.  Эффективная и нерасточительная по отношению к ресурсам производственная и дистрибьюторская деятельность фирм;

b.  Соответствие требованиям потребителей уровня выпуска продукции и ее качества;

c.  Прибыль, достаточная для окупаемости инвестиции, обеспечение эффективности и самих инвестиций;

d.  Цены, стимулирующие рациональный выбор, направляющие рынок на достижение равновесия и не усиливающие циклическую нестабильность;

e.  Использование всех возможностей для внедрения технически более совершенных новых продавцов и производителей;

f.  Поощрение продавцов, которые лучше всего удовлетворяют нужды потребителей.

Задача.

Из трех вариантов плана выбрать вариант, обеспечивающий наименьшие затраты общественного труда:

Отрасли машиностроения

Коэффициенты полных затрат по отраслям машиностроения, руб./руб.

Средневзвешенный коэффициент затрат труда, млн. чел./млрд. руб.

Тяжелое

Среднее

Точное

Тяжелое

1,080

0,007

0,0001

0,12

Среднее

0,002

1,030

0,0110

0,009

Точное

0,080

0,080

1,1200

0,16