Масштабы и темпы развития промышленности. Структура отрасли и факторы, ее определяющие. Структура отрасли и стратегическое поведение предприятия, страница 8

Варианты объемов конечной продукции

1

2

3

Тяжелое

35

30

32

Среднее

25

22

26

Точное

40

43

44

Решение:

Сомнения в экономике.

Как оценивать состояние экономики, если работает только часть критериев? Оценки рознятся в зависимости от того, кто оценивает: ученые, бюрократы, общество и пр. Существует множество других сомнений. В этом сложность выработки государственной политики.

Государственная промышленная политика.

Это важнейшая часть социально-экономической политики, направленная на реализацию стратегических и статических целей в области промышленного производства.

Стратегической целью является создание многоотраслевого, высокотехнологичного, конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечивающего укрепление экономической независимости и национальной безопасности страны, достойный уровень жизни населения, оздоровления экономической обстановки и интеграцию страны в систему мирохозяйственных связей на равноправных взаимовыгодных условиях.

Промышленная политика – это последовательная организаций работы государственного и частного секторов в том, что касается принятия решений в области производства и инвестирования, развития инфраструктуры и человеческого капитала, а также условий внешней торговли в целях количественного, качественного и структурного регулирования отечественного производства. Она представляет собой вариант национального экономического планирования, составной ее частью является структурная политика.

Структурная политика – это совокупность всех государственных мероприятий, целенаправленно поощряющих структурные изменения экономике в соответствии с основными направлениями структурных сдвигов.

Структурная политика подразделяется на отраслевую и региональную и выражается в предпочтении, отдаваемом отдельным секторам экономики (регионам) при распределении государственной помощи в самых различных видах. Она преследует в каждой отрасли или группе отраслей определенные цели.

Традиционно, основное внимание уделяется поддержке слабых, свертывающихся отраслей, что малоэффективно, но все больше укореняется концепция создания условия для развития нового, прогрессивного.

3. Структура отрасли и факторы, ее определяющие.

3.1. Показатели концентрации продавцов на рынке.

Следует различать концентрацию производств в отрасли и концентрацию продавцов на рынке: первое характеризуется:

1.  Ростом производства отдельных предприятий (абсолютно)

2.  Различным во времени распределением общего объема отраслевого производства между предприятиями разного размера (относительно)

Концентрация продавцов на рынке отражает относительное число фирм действующих на нем:

Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации.

При одинаковом числе фирм на рынке. Чем меньше они отличаются друг от друга по размеру, тем выше уровень концентрации. Речь идет о концентрации рыночной власти.

Уровень концентрации влияет на поведение фирм: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени они зависят друг от друга.

Выбор по цене и объему производства каждой фирмы наталкивается на ответную реакцию конкурентов.

Проявляется склонность к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче они осознают свою взаимозависимость и тем скорее пойдут на сотрудничество.

Чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентен рынок.

Чтобы грамотно использовать показатели концентрации нужно разобраться в двух вопросах:

Каковы границы анализируемого рынка.

Каким показателем характеризуется размер фирмы на анализируемом рынке.

Определить границы рынка очень непросто. Опасно сужать или расширять их.

Определение границ рынка связано с задачей анализа, которая ставится с субъективной позиции того, кто проводит анализ (бизнес, наука и пр.). Важно знать, как задать границы рынка для решаемой задачи – более широко, или более узко. Широта границ в частности зависит от цели анализа и особенностей товара. Специальная область экономической науки и практики – границы рынка. Выделяют несколько видов границ: