Масштабы и темпы развития промышленности. Структура отрасли и факторы, ее определяющие. Структура отрасли и стратегическое поведение предприятия, страница 10

1.  Для совершенной конкуренции HHI ® 0; yi ® 0.

2.  Для монополии HHI = 1; y(1) = 1(100%); HHI= 1002 = 10000.

0 < HHI < 10000

Чем выше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке (с 1982 года индекс применялся в антимонопольной политике США).

Основное преимущество - способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке.

Пример.

Рассмотрим, как меняется индекс при увеличении доли крупнейшей фирмы:

yi

HHI

0,01

Свыше 0,001

0,10

Свыше 0,01

0,20

Свыше 0,04

0,30

Свыше 0,09

0,40

Свыше 0,16

0,50

Свыше 0,25

0,60

Свыше 0,36

0,70

Свыше 0,49

0,80

Свыше 0,64

0,90

Свыше 0,81

1,00

Свыше 1,0

При возрастании рыночной доли крупнейшей фирмы от 1% до 30% индекс меняется несущественно, но рынок достаточно конкурентен. После преодоления порога доминирования индекс начинает расти гораздо быстрее, тем самым показывая нарастание концентрации и усиление власти другой фирмы, вплоть до установления монополии.

Данный индекс соответствует критериям, предъявляемым к идеальному показателю концентрации:

1.  При k < n , когда фирмы ранжированы по убывающей рыночной доле; если концентрация продавцов на рынке А выше чем на В, значение показателя для должно быть больше при любом k.

2.  Если доля крупной фирмы возрастает за счет мелкой - показатель возрастает.

3.  Вход новой фирмы на рынок понижает показатель.

4.  Слияние и поглощение увеличивает показатель.

Индекс HHI отвечает всем требованиям. Рассчитать индексы для рынка А и В.

В условиях открытой экономики и либерализации внешней торговли ??? конкуренция роль фактора, понижающего уровень концентрации отрасли и монопольной власти отечественного производителя на рынке. Наличие устойчивого канала экспорта для отечественных производителей понижает уровень конкуренции внутреннего рынка и создает возможности эффективной ценовой дискриминации, приводит к повышению цен, к усилению рыночной власти на внутреннем рынке.

На рынках со значительным экспортом, импортом все показатели концентрации нужно корректировать с учетом величин экспорта и импорта.

Например, индекс концентрации:

qi - объем продаж i-ой фирмы из k крупнейших отечественных производителей

xi - объем экспорта i-ой фирмы из k крупнейших производителей

М - общий импорт отрасли.

В США в 1984 году нескорректированный индекс концентрации по 195-ти отраслям составил 49,1% (средний), а с учетом экспорта, импорта - 33,8%, то есть рынки оказались более конкурентными.

3.1. Барьеры для входа на рынок и выхода с рынка.

Барьеры являются важнейшими характеристиками структуры рынка.

Барьеры для входа.

Факторы объективного или субъективного характера из-за которых новым фирмам трудно или невозможно начать дело выбранной отрасли.

Фирмы, уже действующие на рынке благодаря барьерам защищены от конкуренции извне.

Барьеры для выхода.

Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками (например, узкоспециализированное производство, которое трудно продать) соответственно высок риск деятельности в другой отрасли, что будет снижать вероятность входа новых участников.

Барьеры выхода работают как барьеры входа.

Наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность поднимать цены выше предельных затрат и получать положительную экономическую прибыль в краткосрочном и долгосрочном периодах, что и обуславливает рыночную власть этих фирм. Там где барьеры слабы или их вообще не существует даже при высокой концентрации фирмы вынуждены подчиняться конкурентному поведению из-за угрозы вторжения новых.