1. Для совершенной конкуренции HHI ® 0; yi ® 0.
2. Для монополии HHI = 1; y(1) = 1(100%); HHI= 1002 = 10000.
0 < HHI < 10000
Чем выше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке (с 1982 года индекс применялся в антимонопольной политике США).
Основное преимущество - способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке.
Рассмотрим, как меняется индекс при увеличении доли крупнейшей фирмы:
yi |
HHI |
0,01 |
Свыше 0,001 |
0,10 |
Свыше 0,01 |
0,20 |
Свыше 0,04 |
0,30 |
Свыше 0,09 |
0,40 |
Свыше 0,16 |
0,50 |
Свыше 0,25 |
0,60 |
Свыше 0,36 |
0,70 |
Свыше 0,49 |
0,80 |
Свыше 0,64 |
0,90 |
Свыше 0,81 |
1,00 |
Свыше 1,0 |
При возрастании рыночной доли крупнейшей фирмы от 1% до 30% индекс меняется несущественно, но рынок достаточно конкурентен. После преодоления порога доминирования индекс начинает расти гораздо быстрее, тем самым показывая нарастание концентрации и усиление власти другой фирмы, вплоть до установления монополии.
Данный индекс соответствует критериям, предъявляемым к идеальному показателю концентрации:
1. При k < n , когда фирмы ранжированы по убывающей рыночной доле; если концентрация продавцов на рынке А выше чем на В, значение показателя для должно быть больше при любом k.
2. Если доля крупной фирмы возрастает за счет мелкой - показатель возрастает.
3. Вход новой фирмы на рынок понижает показатель.
4. Слияние и поглощение увеличивает показатель.
Индекс HHI отвечает всем требованиям. Рассчитать индексы для рынка А и В.
В условиях открытой экономики и либерализации внешней торговли ??? конкуренция роль фактора, понижающего уровень концентрации отрасли и монопольной власти отечественного производителя на рынке. Наличие устойчивого канала экспорта для отечественных производителей понижает уровень конкуренции внутреннего рынка и создает возможности эффективной ценовой дискриминации, приводит к повышению цен, к усилению рыночной власти на внутреннем рынке.
На рынках со значительным экспортом, импортом все показатели концентрации нужно корректировать с учетом величин экспорта и импорта.
Например, индекс концентрации:
qi - объем продаж i-ой фирмы из k крупнейших отечественных производителей
xi - объем экспорта i-ой фирмы из k крупнейших производителей
М - общий импорт отрасли.
В США в 1984 году нескорректированный индекс концентрации по 195-ти отраслям составил 49,1% (средний), а с учетом экспорта, импорта - 33,8%, то есть рынки оказались более конкурентными.
Барьеры являются важнейшими характеристиками структуры рынка.
Факторы объективного или субъективного характера из-за которых новым фирмам трудно или невозможно начать дело выбранной отрасли.
Фирмы, уже действующие на рынке благодаря барьерам защищены от конкуренции извне.
Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками (например, узкоспециализированное производство, которое трудно продать) соответственно высок риск деятельности в другой отрасли, что будет снижать вероятность входа новых участников.
Барьеры выхода работают как барьеры входа.
Наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность поднимать цены выше предельных затрат и получать положительную экономическую прибыль в краткосрочном и долгосрочном периодах, что и обуславливает рыночную власть этих фирм. Там где барьеры слабы или их вообще не существует даже при высокой концентрации фирмы вынуждены подчиняться конкурентному поведению из-за угрозы вторжения новых.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.