Масштабы и темпы развития промышленности. Структура отрасли и факторы, ее определяющие. Структура отрасли и стратегическое поведение предприятия, страница 15

Пример.

HHI = 1000 - малый уровень концентрации;

1000 < HHI £ 1800 - средний уровень концентрации;

1800 < HHI < 10000 - высокий уровень концентрации.

В США слияния ограничиваются, если в результате в отрасли со средним уровнем концентрации индекс растет на 100 единиц в отрасли с высоким уровнем на 50 единиц.

4. Структура отрасли и стратегическое поведение предприятия.

Фирмы стараются активно воздействовать на отраслевую структуру в целях получения конкурентных преимуществ, свои действия они начинают с анализа структуры области, в которой они работают.

Предлагаются разные модели.

4.1. Модель пяти сил Майкла Портера.

Отражает действие 5-ти сил определяющих суть конкурентной борьбы в той или иной отрасли.

Если действие пяти сил на рынке является достаточно сильным, можно предположить, что уровень прибыли в данной отрасли будет относительно низким. В противном случае – высоким.

Фирмы способны воздействовать на каждую из пяти сил посредством собственной стратегии.

Привлекательность отрасли для успеха фирмы может иметь гораздо большее значение, чем качество менеджмента. Если спрос значительно превышает предложение, а доступ на рынок ограничен, даже при весьма среднем уровне менеджмента фирма способна добиться высокого уровня прибыли.

Это своего рода «фотография» рынка (отрасли) в определенный момент. Поэтому в анализ нужно ввести элемент динамики. Одной из таких характеристик является понятие жизненного цикла отрасли.

Жизненный цикл отрасли.

Жизненный цикл отрасли включает:

  • Внедрение;
  • Рост;
  • Зрелость;
  • Спад.

Стадия развития отрасли определяет характер конкурентной борьбы.

В новую отрасль стремится войти множество фирм, пока спрос значительно превышает предложение, нет большого соперничества, нет четких правил игры и т. д.

При переходе отрасли в стадию зрелости фирмы начинают понимать и принимать определенные правила, учитывать пожелания клиента относительно качества товара; в отрасли устанавливаются стандарты; соперничество становится более острым, поскольку быстрый рост может быть достигнут лишь за счет отвлечения от других; накопленный опыт уже не приносит преимуществ, так как все фирмы уже воспользовались всеми возможностями; продукция становится все более однородной, а попытки нововведений быстро копируются. Возможен переход к ценовой конкуренции.

В отраслях, испытывающих спад, лишь наиболее опытные в профессиональном отношении фирмы могут добиться определенного уровня прибыли. Если барьеры выхода велики и убыточные фирмы остаются на рынке, степень соперничества растет и все это приводит к хронической недогрузке производственных мощностей (избыток мощностей).

Взаимодействие пяти сил. Учет динамики.

Изменение одной из пяти сил моет повлиять на остальные. Как правило, прибыльность каждой отрасли определяется всего лишь одной или двумя или одной силами. При выборе стратегии фирмы стараются принимать это во внимание. Необходимо прогнозирование изменений. Один из способов – рассмотрение тенденции изменения окружающей среды, то есть политическое, экономической, социальное, технологическое «окружение».

4.2. Основные концепции фирмы.

В основе ответов на многие фундаментальные вопросы экономики отрасли лежит исследование поведения фирмы.

Фирма – один из основных институтов экономической системы, обособленный институт экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде (потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия, общество в целом).

Отличия фирмы от других хозяйствующих субъектов:

  • Фирмы выполняет особую функцию в экономике: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг, служит инструментом распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования.
  • Существование и рост фирмы обеспечивается за счет разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками, то есть за счет прибыли. Прибыль всегда присутствует в деятельности фирмы – либо как главная цель, либо как один из значимых критериев поведения.
  • Фирма представляет собой достаточно крупную и организационно оформленную единицу.
  • Фирма является самостоятельным, юридически независимым экономическим агентом.