Отрасль |
Процент расходов на НИОКР (научно-исследовательские и конструкционные разработки) от стоимости отгруженной продукции |
|
Обрабатывающая промышленность |
3,7 |
|
Пищевая промышленность |
0,3 |
|
ЦБП |
0,6 |
|
Черная металлургия |
0,5 |
|
Цветная металлургия |
0,7 |
|
Общее машиностроение |
6,9 |
Наукоемкие отрасли |
Электротехническая отрасль |
8,9 |
|
Автомобильная отрасль |
4,9 |
|
Авиационная и ракетно-космическая отрасль |
20,3 |
|
Приборостроение |
5,0 |
Внутри группы наукоемких отраслей выделяются высокотехнологичные производства и продукты, развитие которых отличается наибольшим динамизмом.
Вывод: вообще за изменениями обобщающих пропорций скрываются реорганизация и модернизация производства, его диверсификация, свертывание одних отраслей и подотраслей и становления других. Все это просматривается на уровне внутриотраслевого анализа.
Машиностроение составляет основу экономики всех промышленно-развитых стран, так как производит средства труда для всех сфер национального хозяйства. Экономическое назначение его продукции – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
Машиностроение – ключевой «сектор» НТП и его проводник (транслятор) во все другие отрасли.
Продукция машиностроение прежде всего формирует активную часть основных фондов отраслей потребителей и тем самым предопределяет эффективность производства в них.
Машиностроение само является крупным потребителем своей продукции.
В итоге технический уровень машиностроения отражает технический потенциал всей национальной экономики.
Для выполнения данной задачи в машиностроении должны постоянно разрабатываться новые виды продукции, должен быть высоким уровень НИОКР, то есть оно должно быть наукоемким. Только в таком состоянии оно может быть основой самовоспроизводства промышленной системы страны.
Чем меньше отечественное машиностроение будет выпускать высококачественной и конкурентоспособной продукции, тем слабее будет национальная экономика и сильнее зависимость от других стран.
В машиностроении действует ряд факторов, повышающих потребность в его продукции:
· Интенсификация экономики;
· Растущие потребности в машинах и оборудовании нематериальных отраслей (наука, здравоохранении и т. д.);
· Рост потребности населения в машиностроительных товарах длительного пользования;
· Возникновение новых потребностей в машинах и оборудовании под воздействием НТП;
· Воспроизводство парка оборудования во всех отраслях;
· Укрепление обороны;
· Расширение экспорта.
Факторы, понижающие потребность в продукции машиностроения:
· Рост единичной мощности и производительности машин и оборудования;
· Повышение качества машиностроительных изделий (качество частично заменяет количество);
· Улучшение использования наличного парка машин и оборудования.
Комбинация факторов складывается в каждой стране по-своему. Общими для промышленно-развитых стран (их машиностроения) являются:
· Высокие темпы развития;
· 30-40% (и более) доля в объеме промышленного производства;
· Сближение структур машиностроительных производств;
· Глубокие качественные преобразования в условиях жесткой конкуренции, индивидуализации спроса и т. д.;
· Высокая доля наукоемкой продукции;
· Ориентация не на наращивание мощностей, а на их техническое перевооружение;
· Повышение удельного веса услуг и их выделение в отдельные позиции и т. д.
К началу 90-ч годов машиностроительный комплекс России составляли предметно-специализированные предприятия с очень жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства, ориентированные на конкретную номенклатуру конечной страны в масштабах страны (СССР).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.