Масштабы и темпы развития промышленности. Структура отрасли и факторы, ее определяющие. Структура отрасли и стратегическое поведение предприятия, страница 3

Отрасль

Процент расходов на НИОКР (научно-исследовательские и конструкционные разработки) от стоимости отгруженной продукции

Обрабатывающая промышленность

3,7

Пищевая промышленность

0,3

ЦБП

0,6

Черная металлургия

0,5

Цветная металлургия

0,7

Общее машиностроение

6,9

Наукоемкие отрасли

Электротехническая отрасль

8,9

Автомобильная отрасль

4,9

Авиационная и ракетно-космическая отрасль

20,3

Приборостроение

5,0

Внутри группы наукоемких отраслей выделяются высокотехнологичные производства и продукты, развитие которых отличается наибольшим динамизмом.

Вывод: вообще за изменениями обобщающих пропорций скрываются реорганизация и модернизация производства, его диверсификация, свертывание одних отраслей и подотраслей и становления других. Все это просматривается на уровне внутриотраслевого анализа.

2.2. Машиностроение в системе национального хозяйства.

Машиностроение составляет основу экономики всех промышленно-развитых стран, так как производит средства труда для всех сфер национального хозяйства. Экономическое назначение его продукции – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Машиностроение – ключевой «сектор» НТП и его проводник (транслятор) во все другие отрасли.

Продукция машиностроение прежде всего формирует активную часть основных фондов отраслей потребителей и тем самым предопределяет эффективность производства в них.

Машиностроение само является крупным потребителем своей продукции.

В итоге технический уровень машиностроения отражает технический потенциал всей национальной экономики.

Для выполнения данной задачи в машиностроении должны постоянно разрабатываться новые виды продукции, должен быть высоким уровень НИОКР, то есть оно должно быть наукоемким. Только в таком состоянии оно может быть основой самовоспроизводства промышленной системы страны.

Чем меньше отечественное машиностроение будет выпускать высококачественной и конкурентоспособной продукции, тем слабее будет национальная экономика и сильнее зависимость от других стран.

В машиностроении действует ряд факторов, повышающих потребность в его продукции:

·  Интенсификация экономики;

·  Растущие потребности в машинах и оборудовании нематериальных отраслей (наука, здравоохранении и т. д.);

·  Рост потребности населения в машиностроительных товарах длительного пользования;

·  Возникновение новых потребностей в машинах и оборудовании под воздействием НТП;

·  Воспроизводство парка оборудования во всех отраслях;

·  Укрепление обороны;

·  Расширение экспорта.

Факторы, понижающие потребность в продукции машиностроения:

·  Рост единичной мощности и производительности машин и оборудования;

·  Повышение качества машиностроительных изделий (качество частично заменяет количество);

·  Улучшение использования наличного парка машин и оборудования.

Комбинация факторов складывается в каждой стране по-своему. Общими для промышленно-развитых стран (их машиностроения) являются:

·  Высокие темпы развития;

·  30-40% (и более) доля в объеме промышленного производства;

·  Сближение структур машиностроительных производств;

·  Глубокие качественные преобразования в условиях жесткой конкуренции, индивидуализации спроса и т. д.;

·  Высокая доля наукоемкой продукции;

·  Ориентация не на наращивание мощностей, а на их техническое перевооружение;

·  Повышение удельного веса услуг и их выделение в отдельные позиции и т. д.

К началу 90-ч годов машиностроительный комплекс России составляли предметно-специализированные предприятия с очень жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства, ориентированные на конкретную номенклатуру конечной страны в масштабах страны (СССР).