Масштабы и темпы развития промышленности. Структура отрасли и факторы, ее определяющие. Структура отрасли и стратегическое поведение предприятия, страница 5

4.  Стерлась грань между гражданским и оборонным машиностроением.

Общий вывод.

Основная проблема: не использовано главное конкурентное преимущество отечественного машиностроение – наличие в нем комплекса высокотехнологичных отраслей, с помощью которых можно было бы обновить производственных аппарат самого машиностроения и парк оборудования других отраслей.

2.3. Отрасль в системе управления и регулирования национальной экономики.

Задача управления регулирования отраслей достижение эффективной результативности. Долгое время конкуренция рассматривалась как сила, способствующая идеальному решению этой задачи, а монополия осуждалась за разрушение конкур. идеала. По Адаму Смиту, важнейший принцип, обеспечивающий успешную результативность рыночной экономики - реализация личного, частного интереса направляемого и контролируемого конкуренцией посредством «невидимой руки» рыночных цен. Время и работа экспертам добавили новые представления. Определение конкуренции предполагает 2 концепции:

1.  Делает акцент на поведении продавцов и покупателей.

2.  На структуре рынка.

По А. Смиту и 1-й концепции - конкуренция - совокупность взаимосвязанных попыток различных продавцов установить контроль на рынке.

В 19 веке сформировалась вторая структурная концепция, согласно ей в современной экономической теории рынок называется чисто-конкурентным когда число фирм, продающих однородные продукты настолько велико, а доля конкретной фирмы настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

Современные бизнесмены, следуя А. Смиту склонные рассматривать конкуренцию как сознательную борьбу с другими фирмами за влияние (на ценовой или неценовой основе). Это лучше характеризует термин соперничества, так как активное соперничество совсем не означает чистой конкуренции, а чистая конкуренция совсем не предполагает соперничество.

Нарушение основных структурных соотношений на рынке чистой конкуренции ведет к появлению разнообразных типов рынков продавца. Достаточно определить 6 наиболее важных типов, используя классификацию, базирующуюся на 2-х параметрах: численность продавцов и характер продукта.

Однородность продукта

Количество продавцов

Один

Несколько

Много

Однородные продукты

Чистая монополия

Гомогенная олигополия

Чистая конкуренция

Дифференцированные продукты

Чистая многопродуктовая монополия

Олигополия с дифференциацией продукции

Монополистическая конкуренция

Однородность продукта - когда, по мнению покупателей продукты являются близкими заменителями.

Дифференцированность продукта - когда различаясь по физическим свойствам, уровню обслуживания, географическому размещению, наличию информации и (или) субъективному восприятию продукты одной фирмы встречают явное предпочтение со стороны по крайней мере нескольких покупателей, среди конкурирующих продуктов по д.цене. Отличительная особенность дифференциации - возможность повысить цену, не жертвуя объемом. Следовательно, трудно провести грань, где кончается однородность и начинается дифференциация.

При возрастании числа продавцов с 1-го до 2-х заканчивается чистая монополия и начинается олигополия, однако очень трудно указать, где олигополия переходит в конкурирующую структуру рынка. Критерием является наличие или отсутствие олигопольной взаимозависимости. Рынок может быть назван олигопольным, если численность продавцов достаточно не велика, что каждый из них верил:

·  Действия других фирм оказывает влияние на его эк. среду.

·  Сами эти фирмы находятся под влиянием его собственных действий.

Чистые монополисты, олигополисты и монополистические конкуренты в разной степени характеризуются определением уровнем влияния на цены, т.е. обладают монопольной или рыночной властью (властью на рынке)