4. Стерлась грань между гражданским и оборонным машиностроением.
Основная проблема: не использовано главное конкурентное преимущество отечественного машиностроение – наличие в нем комплекса высокотехнологичных отраслей, с помощью которых можно было бы обновить производственных аппарат самого машиностроения и парк оборудования других отраслей.
Задача управления регулирования отраслей достижение эффективной результативности. Долгое время конкуренция рассматривалась как сила, способствующая идеальному решению этой задачи, а монополия осуждалась за разрушение конкур. идеала. По Адаму Смиту, важнейший принцип, обеспечивающий успешную результативность рыночной экономики - реализация личного, частного интереса направляемого и контролируемого конкуренцией посредством «невидимой руки» рыночных цен. Время и работа экспертам добавили новые представления. Определение конкуренции предполагает 2 концепции:
1. Делает акцент на поведении продавцов и покупателей.
2. На структуре рынка.
По А. Смиту и 1-й концепции - конкуренция - совокупность взаимосвязанных попыток различных продавцов установить контроль на рынке.
В 19 веке сформировалась вторая структурная концепция, согласно ей в современной экономической теории рынок называется чисто-конкурентным когда число фирм, продающих однородные продукты настолько велико, а доля конкретной фирмы настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
Современные бизнесмены, следуя А. Смиту склонные рассматривать конкуренцию как сознательную борьбу с другими фирмами за влияние (на ценовой или неценовой основе). Это лучше характеризует термин соперничества, так как активное соперничество совсем не означает чистой конкуренции, а чистая конкуренция совсем не предполагает соперничество.
Нарушение основных структурных соотношений на рынке чистой конкуренции ведет к появлению разнообразных типов рынков продавца. Достаточно определить 6 наиболее важных типов, используя классификацию, базирующуюся на 2-х параметрах: численность продавцов и характер продукта.
Однородность продукта |
Количество продавцов |
||
Один |
Несколько |
Много |
|
Однородные продукты |
Чистая монополия |
Гомогенная олигополия |
Чистая конкуренция |
Дифференцированные продукты |
Чистая многопродуктовая монополия |
Олигополия с дифференциацией продукции |
Монополистическая конкуренция |
Однородность продукта - когда, по мнению покупателей продукты являются близкими заменителями.
Дифференцированность продукта - когда различаясь по физическим свойствам, уровню обслуживания, географическому размещению, наличию информации и (или) субъективному восприятию продукты одной фирмы встречают явное предпочтение со стороны по крайней мере нескольких покупателей, среди конкурирующих продуктов по д.цене. Отличительная особенность дифференциации - возможность повысить цену, не жертвуя объемом. Следовательно, трудно провести грань, где кончается однородность и начинается дифференциация.
При возрастании числа продавцов с 1-го до 2-х заканчивается чистая монополия и начинается олигополия, однако очень трудно указать, где олигополия переходит в конкурирующую структуру рынка. Критерием является наличие или отсутствие олигопольной взаимозависимости. Рынок может быть назван олигопольным, если численность продавцов достаточно не велика, что каждый из них верил:
· Действия других фирм оказывает влияние на его эк. среду.
· Сами эти фирмы находятся под влиянием его собственных действий.
Чистые монополисты, олигополисты и монополистические конкуренты в разной степени характеризуются определением уровнем влияния на цены, т.е. обладают монопольной или рыночной властью (властью на рынке)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.