Конкуренция считается не только чистой, но и совершенной при отсутствии барьеров для входа новых фирм и мобильности ресурсов. Неотъемлемым условием монополии и олигополии являются значительные барьеры.
Монопольное положение фирмы нельзя связывать с абсолютными размерами фирмы. Маленькая фирма может быть монополистом, а большая нет при соответственно высокой или низкой доли рынка.
Степень контроля монополиста или олигополиста над ценами зависит от размера фирмы относительно объема рынка, на котором она функционирует.
К экономическим преимуществам конкурентных рынков добавились политические. Такой рынок решает экономические проблемы обезличенно без предпринимателей и бюрократов, без влияния отдельных группировок, обеспечивает свободу выбора и т. д.
Критика монополий: Стремление монополий к повышению цены внутри страны стимулирует импорт более дешевых товаров, улучшает условия для отечественного бизнеса, не стимулирует снижение издержек и экономию ресурсов, снижается интерес к инновациям, большие средства отвлекаются на рекламу для поддержания монопольной власти, поощряется неэффективное географическое положение, высокие транспортные затраты, незаслуженно высокие доходы у одних членов общества и низкий у других, высокая нагрузка на природу.
За монополию: монополия может обеспечивать более низкие затраты ( не только естественные) за счет эффекта масштаба. Инновации требуют защиты от рисков, конкуренции, большой концентрации капитала. Скорость технического прогресса гораздо больше влияет на рост доходов и благосостояние, чем рациональное размещение ресурсов.
Монополия способствует стабильности, в т. ч. стабильной занятости и др.
Большинство сказанного относится и к олигополистам.
Решения наилучшие решения: когда предложение продукции фиксировано и все производители продают свою продукцию непосредственно потребителям, абсолютно эффективное размещение ресурсов может быть достигнуто путем выравнивания отношения «цена / предельные издержки» во всех отраслях (правило пропорциональности). Данный подход подвергся серьезной критике (практически нереализуем).
Речь идет о целях, которые преследует предприятие.
Обзор мнений высшего руководства 1031 японской и 1000 американских промышленных корпораций в начале 80-ч годов 20 века: средние ранги по значимости целей:
Цели |
США |
Япония |
|
1 |
Прибыль на инвестиции |
1 |
3 |
2 |
Более высокие цены акция |
2 |
8 |
3 |
Увеличение доли рынка |
3 |
2 |
4 |
Совершенствование и внедрение новых продуктов |
4 |
1 |
5 |
Совершенствование производственных и сбытовых систем |
5 |
4 |
6 |
Высокая доля собственного капитала |
6 |
5 |
7 |
Улучшение общественного имиджа труда |
7 |
6 |
8 |
Улучшение условий труда |
8 |
7 |
Фирма может одновременно преследовать несколько целей, в том
числе и цели
, связанные с прибылью. Однако максимизация прибыли в математическом
понимании невозможна по ряду причин:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.