Масштабы и темпы развития промышленности. Структура отрасли и факторы, ее определяющие. Структура отрасли и стратегическое поведение предприятия, страница 6

Конкуренция считается не только чистой, но и совершенной при отсутствии барьеров для входа новых фирм и мобильности ресурсов. Неотъемлемым условием монополии и олигополии являются значительные барьеры.

Монопольное положение фирмы нельзя связывать с абсолютными размерами фирмы. Маленькая фирма может быть монополистом, а большая нет при соответственно высокой или низкой доли рынка.

Степень контроля монополиста или олигополиста над ценами зависит от размера фирмы относительно объема рынка, на котором она функционирует.

Новые аргументы в пользу конкуренции, критика и аргументы в пользу монополии.

К экономическим преимуществам конкурентных рынков добавились политические. Такой рынок решает экономические проблемы обезличенно без предпринимателей и бюрократов, без влияния отдельных группировок, обеспечивает свободу выбора и т. д.

Критика монополий: Стремление монополий к повышению цены внутри страны стимулирует импорт более дешевых товаров, улучшает условия для отечественного бизнеса, не стимулирует снижение издержек и экономию ресурсов, снижается интерес к инновациям, большие средства отвлекаются на рекламу для поддержания монопольной власти, поощряется неэффективное географическое положение, высокие транспортные затраты, незаслуженно высокие доходы у одних членов общества и низкий у других, высокая нагрузка на природу.

За монополию: монополия может обеспечивать более низкие затраты ( не только естественные) за счет эффекта масштаба. Инновации требуют защиты от рисков, конкуренции, большой концентрации капитала. Скорость технического прогресса гораздо больше влияет на рост доходов и благосостояние, чем рациональное размещение ресурсов.

Монополия способствует стабильности, в т. ч. стабильной занятости и др.

Большинство сказанного относится и к олигополистам.

Чистая совершенная конкуренция.

Решения наилучшие решения: когда предложение продукции фиксировано и все производители продают свою продукцию непосредственно потребителям, абсолютно эффективное размещение ресурсов может быть достигнуто путем выравнивания отношения «цена / предельные издержки» во всех отраслях (правило пропорциональности). Данный подход подвергся серьезной критике (практически нереализуем).

2.4. Сомнения относительно правильности гипотезы максимизации прибыли.

Речь идет о целях, которые преследует предприятие.

Обзор мнений высшего руководства 1031 японской и 1000 американских промышленных корпораций в начале 80-ч годов 20 века: средние ранги по значимости целей:

Цели

США

Япония

1

Прибыль на инвестиции

1

3

2

Более высокие цены акция

2

8

3

Увеличение доли рынка

3

2

4

Совершенствование и внедрение новых продуктов

4

1

5

Совершенствование производственных и сбытовых систем

5

4

6

Высокая доля собственного капитала

6

5

7

Улучшение общественного имиджа труда

7

6

8

Улучшение условий труда

8

7

Фирма может одновременно преследовать несколько целей, в том числе и цели
, связанные с прибылью. Однако максимизация прибыли в математическом понимании невозможна по ряду причин: