Масштабы и темпы развития промышленности. Структура отрасли и факторы, ее определяющие. Структура отрасли и стратегическое поведение предприятия, страница 16

Существует три основных подхода к определению фирмы, каждый из которых ставит во главу угла разные стороны деятельности фирмы.

1. Технологическая концепция фирмы.

Фирмы рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске товаров, обусловленные технологическими особенностями производства. Зависимость издержек от выпуска определяет технологические границы фирмы (горизонтальные и вертикальные).

Горизонтальная граница понимается в двояком смысле – как объем выпуска одного продукта (предел роста однопродуктовой фирмы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы (предела диверсификации).

STC (qi) > TC (Sqi)

STC (qi) – совокупные издержки при суммировании выпуска нескольких товаров в рамках отдельных производств.

TC (Sqi) – совокупные издержки совместного выпуска тех же товаров.

В этой формуле qi имеет две трактовки:

В рамках однопродуктовой фирмы имеется в виду простой положительный эффект масштаба – уменьшение издержек выпуска товара при увеличении его количества;

В рамках многопродуктовой фирмы – положительный эффект разнообразия – снижение издержек производства товара одного вида при увеличении количества видов товаров, выпускаемых фирмой.

Субаддитивность издержек объясняет, почему экономика в целом или отдельная отрасль не может быть представлена одной фирмой. Рост издержек при увеличении масштаба производства формирует технологические границы фирмы.

Аналогично определяются и вертикальные размеры фирмы. Снижение субаддитивности издержек ограничивает ее вертикальный рост (выбор фирмы между вертикальной интеграцией и предложением на рынке).

Товары будут производиться внутри фирмы, если издержки их совокупного производства меньше, чем при покупке:

TC (q1;0) + TC (0;q2) > TC (q1;q2)

q1, q2 – продукты последовательных стадий переработки.

2. Контрактная концепция фирмы.

Фирма – совокупность отношений между работниками, управляющими, собственниками. Эти отношения, даже если они не формализованы настоящими контрактами, по сути, являются неформальными контрактами аналогично с покупателями и поставщиками. То есть фирма – совокупность контрактов.

В этой концепции фирма существует между двумя видами издержек – транзакционными, которые определяют нижнюю границу фирмы, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу фирмы, ее максимальный размер.

Транзакционные издержки – это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов в противоположность затратам, связанным с внутренними контрактами (издержками контроля).

3. Стратегическая концепция фирмы.

До сих пор фирма рассматривалась в качестве объекта действия внешней среды как пассивная структура экономики, только реагирующая на окружающую среду, в том числе на технологию или контрактные отношения, господствующие в отрасли. Однако фирма сама формирует эти отношения.

Цель жизнедеятельности фирмы реализуется ее стратегией.

Стратегия – это сознательное, целенаправленное поведение фирмы в краткосрочных и долгосрочных периодах с учетом поведения конкурентов, потребителей, правительства.

Фирма воздействует на спрос, формируя потребительские предпочтения, на правительство, добиваясь желаемого налогообложения, пошлин, квот, субсидий и т. д.

Фирма становится активным участником в формировании отраслевой, микроэкономической, а часто и макроэкономической политики государства.

Параметры поведения фирм (факторы стратегического поведения):

  • Цена;
  • Качество и количество товара;
  • Закупки ресурсов;
  • Наем персонала;
  • Выпуск ценных бумаг;
  • Финансовое положение.