Вертикальная интеграция предполагает, что фирма, действующая на данном рынке, является собственником либо более ранних, либо более поздних стадий производственного процесса, а также стадии реализации. Объединяются наиболее значимые в технологической цепочке конкретного продукта стадии.
Строительная фирма плюс кирпичный завод - производственная вертикальная интеграция (вниз).
Автомобильная фирма плюс салоны центра обслуживания - непроизводственная вертикальная интеграция (вверх).
В центре объединения должно стоять производство - стержень конкурентоспособности.
Объединение может происходить по-разному:
Вертикальная интеграция имеет преимущества и недостатки планового механизма, который заменяет рыночный механизм.
Вертикальная интеграция предоставляет фирме большую рыночную власть, так как у неё появляются дополнительные конкурентные преимущества: больше снижать цену, больше снижать затраты за счет контроля других стадий, получать дополнительные финансовые ресурсы и др.
Вертикальная интеграция создает новые барьеры для входа, так как фирма обладающая большим контролем над факторами производства или над сбытом конечной продукции может создать дополнительные трудности новичкам, ограничить доступ к ресурсам или удорожая их новая фирма должна быть также вертикальная интегрирована, что порождает проблемы дополнительных финансовых ресурсов (увеличивает MES) в денежном выражении, что снижает опасность входа для действующих фирм.
В отличие от вертикальной интеграции, где речь идет об одном товаре диверсификация предполагает деятельность фирмы на рынке разных товаров, не являющихся близкими заменителями: снижает риск хозяйствования связанного с конкретным рынком - такая фирма более устойчива, так как способна компенсировать убытки на одной фирме прибыльностью от деятельности другой, она способна к более острой конкурентной борьбе дольше и более жесткими методами. Одновременно это метод проникновения на новые рынки, уменьшающие риск банкротства и зависимость от экологической среды.
Диверсификация является барьером для входа в отрасль, но одновременно фактором снижения барьера для выхода из неё.
Диверсификация товара - разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность и обладающих одними и теми же базисными характеристиками. Фирмы, производящие такие продукты относятся к одному "агрегированному" рынку, различаясь упаковкой, маркировкой, незначительными внутренними модификациями товара (это ослабляет ценовую борьбу).
Диверсификация создает дополнительные барьеры для входа в отрасль, так как создает приверженность потребителей к определенным маркам продукта.
Новым фирмам приходится преодолевать стереотипы поведения, особенно в условиях агрессивной рекламы MES в денежном выражении возрастает за счет затрат на рекламу. Расходы на поддержание имиджа тоже постоянно присутствуют. «Доброе имя» имеет большое значение - сигнализирует о качестве товара, поэтому репутация действующих фирм создает барьеры для новых. Предоставляет действующим фирмам реализовывать рыночную власть. Фирме, входящей на рынок нужны значительные вложения в нематериальные активы. Она должна производить рекламные компании, делать скидки на цены в начальный период, предоставлять более продолжительную гарантию и т. д. Все это значительно повышает первоначальные затраты, в том числе на создание «доброго имени».
Характеристики спроса в основном находятся вне контроля со стороны фирм и оказывают влияние на их поведение, в частности, ограничивая свободу со стороны цен. Чем выше темпы роста спроса, тем быстрее растет рынок, тем легче на него войти новичкам и понизить уровень концентрации, а следовательно усилить конкурентоспособность. Если спрос неэластичен фирмы могут увеличить цены по сравнению с затратами в большей степени, чем в условиях эластичного спроса (рыночная власть выше).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.