Методика изучения фрустрационных реакций (взрослый вариант): Методическое руководство

Страницы работы

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ РУКОВОДСТВА

Введение   

1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ   

1.1.  Определение основных понятий

1.2.  Характеристика методики     

1.3.  Основные диагностические задачи     

2.  ТЕХНОЛОГИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

2.1.  Инструкция

2.2.  Порядок тестирования и действий экспериментатора    

2.3.  Первичная обработка ответов

3.  ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ     

3.1.  Построение профилей   

3.2.  Коэффициент групповой адаптации (КГА/GSR)    

3.3.  Образцы и тенденции

4.  ИНТЕРПРЕТАЦИЯ    

4.1.  Диагностика профессионально значимых и деловых качеств

4.2.  Диагностика и изучение клинической картины неврозов  

4.3.  Использование результатов тестирования в психокоррекции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА    

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.  Таблица первичной оценки ответов

2.  Таблицы стандартных ответов    

3.  Нормативные данные     

4.  Таблицы пересчета в проценты

5. Таблицы наиболее часто встречаемых ответов

Введение

Тест рисуночной ассоциации был разработан С. Розенцвейгом в 1944г. Им же был предложен детский вариант (1948). У нас тест получил распространение под названием "методика изучения фруст-рационных реакций" после адаптации, выполненной Н.В.Тарабриной (1973).

Существует пока единственное в нашей стране полное руковод­ство по применению методики, предложенное автором адаптации (1984). В этом руководстве описание работы с методикой и рекомен­дации по интерпретации были ориентированы на клиническую прак­тику и раскрывали возможности использования методики при изуче­нии поведения и личности больных неврозами. Однако при создании теста в нем были заложены гораздо более широкие возможности, позволяющие использовать его и в практической консультационной работе психолога, и в прикладных исследованиях, для самых разных выборок испытуемых.

За время существования методики появились новые данные, под­тверждающие ее валидность и расширяющие возможности интерпре­тации, которые, к сожалению, систематизирование не излагались.

В настоящем руководстве мы стремились эти данные обобщить. Нами предложен вариант интерпретации, имеющий более широкую направленность. Процедура тестирования, обработки и анализа ре­зультатов описывается и для взрослого и для детского варианта. Первые разделы руководства фактически содержат методологиче­ское обоснование методики. Их изучение поможет Вам составить психологически грамотное заключение на основе полученных при тестировании результатов.

Мы надеемся, что большую помощь в приобретении навыков ра­боты с методикой окажут прилагаемые к руководству таблицы наи­более часто встречаемых ответов, любезно предоставленные доцен­том факультета психологии СПбГУ Т.Н.Курбатовой.

Поскольку проективный материал методики построен так, чтобы вызвать непосредственный эмоциональный ответ, крайне нежела­тельно, чтобы у испытуемого возникали трудности с восприятием материала. Это будет тормозить непосредственные эмоциональные проявления и перекладывать реагирование в основном на второсигнальную систему. Авторы предостерегают Вас от использования не­качественного стимульного материала.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Определение основных понятий

Среди специалистов, занимавшихся методикой, есть некоторые рас­хождения в понимании того, на что она направлена. Поэтому мы сначала опишем наиболее общие феномены, а потом конкретизируем область психологических явлений, непосредственно доступных для исследова­ния с помощью методики.

В системе понятий, описывающих изучаемые методикой феномены, центральное место принадлежит понятию фрустрация. Однако, даже оно допускает расхождения в определении. Наиболее широко исполь­зуются следующие два определения фрустрации: первое - как невоз­можности (или ситуации невозможности) удовлетворения уже активи­рованной потребности из-за какого-либо препятствия, второе - как психического состояния, возникающего вследствие противодействия факторов, блокирующих удовлетворение потребности.

И в том и в другом определении фрустрация относится к ситуатив­ным явлениям. Но иногда, правда, редко, фрустрация понимается как более или менее устойчивая характеристика, свойство личности, неспо­собность личности приспособиться к ситуации стресса. Такого пони­мания придерживался и сам Розенцвейг, противопоставляя фрустрации толерантность, как способность справиться с фрустрирующей ситуа­цией без утраты психобиологической адаптации.

Продуктивнее, на наш взгляд, было бы отождествлять фрустрацию с ситуацией, понимая под этим не только внешние условия, но и внут­ренние процессы. В этом случае фрустрация становится максимально открытым понятием для использования в рамках самых различных те­орий. Для психоанализа в качестве фрустрации рассматривалась бы, например, блокада Ид, для теории поля - конфликты барьеров внут­ренних и внешних, для бихевиористической теории - любая помеха в деятельности.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
185 Kb
Скачали:
0