СОДЕРЖАНИЕ РУКОВОДСТВА
Введение
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Определение основных понятий
1.2. Характеристика методики
1.3. Основные диагностические задачи
2. ТЕХНОЛОГИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
2.1. Инструкция
2.2. Порядок тестирования и действий экспериментатора
2.3. Первичная обработка ответов
3. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1. Построение профилей
3.2. Коэффициент групповой адаптации (КГА/GSR)
3.3. Образцы и тенденции
4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
4.1. Диагностика профессионально значимых и деловых качеств
4.2. Диагностика и изучение клинической картины неврозов
4.3. Использование результатов тестирования в психокоррекции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Таблица первичной оценки ответов
2. Таблицы стандартных ответов
3. Нормативные данные
4. Таблицы пересчета в проценты
5. Таблицы наиболее часто встречаемых ответов
Введение
Тест рисуночной ассоциации был разработан С. Розенцвейгом в 1944г. Им же был предложен детский вариант (1948). У нас тест получил распространение под названием "методика изучения фруст-рационных реакций" после адаптации, выполненной Н.В.Тарабриной (1973).
Существует пока единственное в нашей стране полное руководство по применению методики, предложенное автором адаптации (1984). В этом руководстве описание работы с методикой и рекомендации по интерпретации были ориентированы на клиническую практику и раскрывали возможности использования методики при изучении поведения и личности больных неврозами. Однако при создании теста в нем были заложены гораздо более широкие возможности, позволяющие использовать его и в практической консультационной работе психолога, и в прикладных исследованиях, для самых разных выборок испытуемых.
За время существования методики появились новые данные, подтверждающие ее валидность и расширяющие возможности интерпретации, которые, к сожалению, систематизирование не излагались.
В настоящем руководстве мы стремились эти данные обобщить. Нами предложен вариант интерпретации, имеющий более широкую направленность. Процедура тестирования, обработки и анализа результатов описывается и для взрослого и для детского варианта. Первые разделы руководства фактически содержат методологическое обоснование методики. Их изучение поможет Вам составить психологически грамотное заключение на основе полученных при тестировании результатов.
Мы надеемся, что большую помощь в приобретении навыков работы с методикой окажут прилагаемые к руководству таблицы наиболее часто встречаемых ответов, любезно предоставленные доцентом факультета психологии СПбГУ Т.Н.Курбатовой.
Поскольку проективный материал методики построен так, чтобы вызвать непосредственный эмоциональный ответ, крайне нежелательно, чтобы у испытуемого возникали трудности с восприятием материала. Это будет тормозить непосредственные эмоциональные проявления и перекладывать реагирование в основном на второсигнальную систему. Авторы предостерегают Вас от использования некачественного стимульного материала.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Определение основных понятий
Среди специалистов, занимавшихся методикой, есть некоторые расхождения в понимании того, на что она направлена. Поэтому мы сначала опишем наиболее общие феномены, а потом конкретизируем область психологических явлений, непосредственно доступных для исследования с помощью методики.
В системе понятий, описывающих изучаемые методикой феномены, центральное место принадлежит понятию фрустрация. Однако, даже оно допускает расхождения в определении. Наиболее широко используются следующие два определения фрустрации: первое - как невозможности (или ситуации невозможности) удовлетворения уже активированной потребности из-за какого-либо препятствия, второе - как психического состояния, возникающего вследствие противодействия факторов, блокирующих удовлетворение потребности.
И в том и в другом определении фрустрация относится к ситуативным явлениям. Но иногда, правда, редко, фрустрация понимается как более или менее устойчивая характеристика, свойство личности, неспособность личности приспособиться к ситуации стресса. Такого понимания придерживался и сам Розенцвейг, противопоставляя фрустрации толерантность, как способность справиться с фрустрирующей ситуацией без утраты психобиологической адаптации.
Продуктивнее, на наш взгляд, было бы отождествлять фрустрацию с ситуацией, понимая под этим не только внешние условия, но и внутренние процессы. В этом случае фрустрация становится максимально открытым понятием для использования в рамках самых различных теорий. Для психоанализа в качестве фрустрации рассматривалась бы, например, блокада Ид, для теории поля - конфликты барьеров внутренних и внешних, для бихевиористической теории - любая помеха в деятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.