Другое ограничение связано с ситуациями, моделируемыми на стимульных карточках. Появление у индивида состояния фрустрации определяется во многом тем, насколько сама ситуация воспринимается им как фрустрирующая. Если она не воспринимается как фрустрирующая, то это объясняется либо определенной стратегией реагирования, которая уменьшает эмоциональное воздействие ситуации через восприятие ее как незначимой, либо отсутствием в социальном опыте личности аналогичных ситуаций. Значит, стимульные ситуации имеют некоторый диапазон пригодности. Ситуации, отобранные Розенцвейгом имеют очень широкий диапазон пригодности, но предполагать возможность выхода их за этот диапазон все-таки нужно и, в процессе интерпретации, если ситуация вызывает подозрение в нерелевантности опыту субъекта, ответы на нее лучше не учитывать.
1.3. Основные диагностические задачи
Основной предмет, на изучение которого направлена методика, может быть определен в узком и широком его смысле. В узком смысле методика направлена на изучение эмоционально-когнитивных стереотипов реагирования на фрустрацию. Но методика позволяет получать и большое количество дополнительной информации, особенно при различных ее модификациях, что позволяет определить предмет методики в более широком смысле: индивидуальные особенности психических процессов и состояний, возникающих при фрустрации. Методика позволяет получить несколько показателей, с помощью которых делаются выводы о довольно сложных механизмах реагирования на фрустрацию. Поэтому и структура диагностических возможностей методики оказывается сложной. В этой структуре могут быть выделены некоторые уровни в зависимости от глубины анализа результатов тестирования, например: профиль эмоциональных реакций - анализ средств разрешения и компенсации внутренних и внешних конфликтов - прогностика поведения.
Здесь мы приводим основные диагностические задачи методики в виде перечня, в последовательности, которая приближенно отражает порядок обработки и интерпретации тестовых данных:
1. Оценка выраженности различных видов эмоционального реагирования, на основе которой строится индивидуальный профиль реакций и делается вывод о наличии эмоционально-когнитивных стереотипов реагирования на фрустрацию.
2. Оценка степени социальной адаптированности личности.
3. Анализ отношений личности к себе и социальному окружению.
4. Выявление наиболее вероятных внутренних и внешних конфликтов личности и анализ основных средств их разрешения и компенсации.
5. Оценка фрустрационной толерантности.
6. Прогностика поведения личности в экстремальных условиях социального взаимодействия.
Разноплановость диагностических возможностей методики делает возможным ее применение в самых различных практических областях. Но использование методики в каждой из них имеет некоторые особенности, поэтому мы приведем краткое описание основных сфер практического применения методики:
1. Изучение личности больного неврозом или пациента, имеющего невротическую симптоматику. Применение теста помогает выделить основные источники проблем и конфликтов личности и изучить способы их компенсации и разрешения.
2. Психотерапия. С помощью методики может быть определено направление коррекционных воздействий. Некоторая информация о личностных особенностях, полученная с помощью методики, позволит прогнозировать контакт с пациентом и выбрать адекватные способы воздействия.
3. Социально-психологический эксперимент. Методика используется для определения социальной и групповой адаптированности личности и анализа особенностей социальной перцепции.
4. Диагностика деловых и профессиональных качеств личности. Методика позволяет прогнозировать поведение личности во фрустрирующих ситуациях , связанных с изучаемой профессиональной деятельностью. По выраженности отдельных реакций в профиле может быть составлена и более детальная характеристика деловых качеств испытуемого.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.