Методика изучения фрустрационных реакций (взрослый вариант): Методическое руководство, страница 5

Другое ограничение связано с ситуациями, моделируемыми на стимульных карточках. Появление у индивида состояния фрустрации определяется во многом тем, насколько сама ситуация воспринима­ется им как фрустрирующая. Если она не воспринимается как фрустрирующая, то это объясняется либо определенной стратегией реа­гирования, которая уменьшает эмоциональное воздействие ситуации через восприятие ее как незначимой, либо отсутствием в социальном опыте личности аналогичных ситуаций. Значит, стимульные ситуа­ции имеют некоторый диапазон пригодности. Ситуации, отобранные Розенцвейгом имеют очень широкий диапазон пригодности, но предполагать возможность выхода их за этот диапазон все-таки нужно и, в процессе интерпретации, если ситуация вызывает подозрение в не­релевантности опыту субъекта, ответы на нее лучше не учитывать.

1.3. Основные диагностические задачи

Основной предмет, на изучение которого направлена методика, может быть определен в узком и широком его смысле. В узком смыс­ле методика направлена на изучение эмоционально-когнитивных сте­реотипов реагирования на фрустрацию. Но методика позволяет пол­учать и большое количество дополнительной информации, особенно при различных ее модификациях, что позволяет определить предмет методики в более широком смысле: индивидуальные особенности психических процессов и состояний, возникающих при фрустрации. Методика позволяет получить несколько показателей, с по­мощью которых делаются выводы о довольно сложных механизмах реагирования на фрустрацию. Поэтому и структура диагностических возможностей методики оказывается сложной. В этой структуре мо­гут быть выделены некоторые уровни в зависимости от глубины ана­лиза результатов тестирования, например: профиль эмоциональных реакций - анализ средств разрешения и компенсации внутренних и внешних конфликтов - прогностика поведения.

Здесь мы приводим основные диагностические задачи методи­ки в виде перечня, в последовательности, которая приближенно от­ражает порядок обработки и интерпретации тестовых данных:

1.  Оценка выраженности различных видов эмоционального реа­гирования, на основе которой строится индивидуальный профиль ре­акций и делается вывод о наличии эмоционально-когнитивных сте­реотипов реагирования на фрустрацию.

2.  Оценка степени социальной адаптированности личности.

3.  Анализ отношений личности к себе и социальному окружению.

4.  Выявление наиболее вероятных внутренних и внешних конф­ликтов личности и анализ основных средств их разрешения и компенсации.

5.  Оценка фрустрационной толерантности.

6.  Прогностика поведения личности в экстремальных условиях социального взаимодействия.

Разноплановость диагностических возможностей методики дела­ет возможным ее применение в самых различных практических областях. Но использование методики в каждой из них имеет некоторые особенности, поэтому мы приведем краткое описание основных сфер практического применения методики:

1.  Изучение личности больного неврозом или пациента, имеюще­го невротическую симптоматику. Применение теста помогает выделить основные источники проблем и конфликтов личности и изучить способы их компенсации и разрешения.

2.  Психотерапия. С помощью методики может быть определено направление коррекционных воздействий. Некоторая информация о личностных особенностях, полученная с помощью методики, позво­лит прогнозировать контакт с пациентом и выбрать адекватные спо­собы воздействия.

3.  Социально-психологический эксперимент. Методика исполь­зуется для определения социальной и групповой адаптированности личности и анализа особенностей социальной перцепции.

4.  Диагностика деловых и профессиональных качеств личности. Методика позволяет прогнозировать поведение личности во фрустрирующих ситуациях , связанных с изучаемой профессиональной де­ятельностью. По выраженности отдельных реакций в профиле может быть составлена и более детальная характеристика деловых качеств испытуемого.

2. ТЕХНОЛОГИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ