Методика изучения фрустрационных реакций (взрослый вариант): Методическое руководство, страница 14

1.            Модификация процедуры тестирования.

В прикладных исследованиях встречается наиболее часто. Из чис­ла известных нам, мы в качестве примера можем привести предло­женную Н.В.Тарабриной [10] процедуру повторного тестирования с измененной инструкцией: "... Как вы считаете правильным (нужным) ответить в данной ситуации ...".

Другой пример - предложенная в исследовании М.А.Чуракова [9] процедура двойного ответа: записывается первая мысль, пришедшая в голову персонажу, и, затем, слова, которые персонаж произносит. Новая информация извлекается при анализе рассогласований ответов при стандартной и модифицированной инструкции.

В исследовании В.Д.Менделевич [3] процедура модифицируется включением в нее психокоррекционного воздействия после ответа на половину карточек.

2. Модификация первичной оценки ответов.

Предполагает применение иных критериев для оценки реакций, чем их направленность и тип. Весьма полезной представляется оцен­ка реакций как способствующих или препятствующих общению, оценка установок на общение и оценка правильности высказывания с точки зрения тактики взаимодействия. Следует отметить, что подо­бные критерии могут быть эффективно применены лишь к лицам, чья толерантность достаточно высока, кто способен давать разнооб­разные и довольно сложные ответы в состоянии фрустрации.

3. Модификация процедур вторичной обработки.

Состоит в вычислении новых по своему психологическому значе­нию показателей. Например, коэффициент групповой адаптации, ис­числяемый по той же самой процедуре, что и КГ А, но использующий групповую, а не общую таблицу стандартных ответов, приобретает при этом значение показателя адаптированности индивида в конкрет­ной социальной или профессиональной группе. Если в процедуре вычисления будет использоваться таблица, составленная на основе ответов экспертов по проблеме эффективного общения, то в резуль­тате получится показатель социально-психологической адекватно­сти.

Мы надеемся, что возможности методики будут по достоинству оценены пользователями, она найдет широкое применение в самых различных областях психологической практики и получит дальней­шее развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Лучшие психологические тесты. - Сборник. Л., 1992.

2.  Махнач А.В., Бушов Ю.В. Зависимость динамики эмоциональ­ной напряженности от индивидуальных свойств личности. - В ж. Вопросы психологии, 1988, N 6, с. 130-133.

3.  Менделевич В.Д. О некоторых психологических механизмах неврозогенеза. - В ж. "Психологический журнал", 1990, N 6, с. 113-117.

4.  Общая психодиагностика. - М. 1987.

5.  Психологическое изучение осужденных несовершеннолет­них. - Уч. пособие., Домодедово, 1991.

6.  Семенюк Л.М. Методы изучения агрессивных подростков. - М., 1991.

7.  Семенюк Л.М. Психологическая сущность адаптивности и ее проявления у детей подросткового возраста. - М., 1991.

8.  Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическое и биохи­мическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах. Дисс. на соиск. ученой степени канд. психол. наук. - Л., 1975.

9.  Чураков М.А. Использование модифицированной методики Розенцвейга для диагностики состояния фрустрации. - Дипломная ра­бота, ф-т психологии, С-ПбГУ, 1992.

10.  Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. - Методич. рекомендации. Л., 1984.

11.  Якунин В.А. О связи психических состояний и свойств лично­сти.- В кн.: Экспериментальная и прикладная психология., Вып. 10, "Психические состояния", ЛГУ, 1981, с. 17.

12.  Projective techniques with children. - NY., 1960.