1. Модификация процедуры тестирования.
В прикладных исследованиях встречается наиболее часто. Из числа известных нам, мы в качестве примера можем привести предложенную Н.В.Тарабриной [10] процедуру повторного тестирования с измененной инструкцией: "... Как вы считаете правильным (нужным) ответить в данной ситуации ...".
Другой пример - предложенная в исследовании М.А.Чуракова [9] процедура двойного ответа: записывается первая мысль, пришедшая в голову персонажу, и, затем, слова, которые персонаж произносит. Новая информация извлекается при анализе рассогласований ответов при стандартной и модифицированной инструкции.
В исследовании В.Д.Менделевич [3] процедура модифицируется включением в нее психокоррекционного воздействия после ответа на половину карточек.
2. Модификация первичной оценки ответов.
Предполагает применение иных критериев для оценки реакций, чем их направленность и тип. Весьма полезной представляется оценка реакций как способствующих или препятствующих общению, оценка установок на общение и оценка правильности высказывания с точки зрения тактики взаимодействия. Следует отметить, что подобные критерии могут быть эффективно применены лишь к лицам, чья толерантность достаточно высока, кто способен давать разнообразные и довольно сложные ответы в состоянии фрустрации.
3. Модификация процедур вторичной обработки.
Состоит в вычислении новых по своему психологическому значению показателей. Например, коэффициент групповой адаптации, исчисляемый по той же самой процедуре, что и КГ А, но использующий групповую, а не общую таблицу стандартных ответов, приобретает при этом значение показателя адаптированности индивида в конкретной социальной или профессиональной группе. Если в процедуре вычисления будет использоваться таблица, составленная на основе ответов экспертов по проблеме эффективного общения, то в результате получится показатель социально-психологической адекватности.
Мы надеемся, что возможности методики будут по достоинству оценены пользователями, она найдет широкое применение в самых различных областях психологической практики и получит дальнейшее развитие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лучшие психологические тесты. - Сборник. Л., 1992.
2. Махнач А.В., Бушов Ю.В. Зависимость динамики эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности. - В ж. Вопросы психологии, 1988, N 6, с. 130-133.
3. Менделевич В.Д. О некоторых психологических механизмах неврозогенеза. - В ж. "Психологический журнал", 1990, N 6, с. 113-117.
4. Общая психодиагностика. - М. 1987.
5. Психологическое изучение осужденных несовершеннолетних. - Уч. пособие., Домодедово, 1991.
6. Семенюк Л.М. Методы изучения агрессивных подростков. - М., 1991.
7. Семенюк Л.М. Психологическая сущность адаптивности и ее проявления у детей подросткового возраста. - М., 1991.
8. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах. Дисс. на соиск. ученой степени канд. психол. наук. - Л., 1975.
9. Чураков М.А. Использование модифицированной методики Розенцвейга для диагностики состояния фрустрации. - Дипломная работа, ф-т психологии, С-ПбГУ, 1992.
10. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. - Методич. рекомендации. Л., 1984.
11. Якунин В.А. О связи психических состояний и свойств личности.- В кн.: Экспериментальная и прикладная психология., Вып. 10, "Психические состояния", ЛГУ, 1981, с. 17.
12. Projective techniques with children. - NY., 1960.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.