2) Стенические реакции, с помощью которых отрицательная эмоциональная энергия направляется вовне (кроме агрессии сюда могут быть отнесены некоторые ригидные эмоциональные реакции по тормозному, либо сверхвозбудимому типу).
3) Астенические реакции, к типичным проявлениям которых могут быть отнесены возврат к более примитивным формам поведения (регрессия) и понижение уровня деятельности. Депрессию можно считать классическим примером астенических реакций.
Общепризнанным можно считать тот факт, что все формы эмоциональных реакций можно воспитать, в том числе и толерантность, и что для каждого человека в определенный момент его жизни существует некий стандартный набор эмоциональных реакций, которым он отвечает на фрустрацию. Причем, как правило, такие реакции отличаются от обычных реакций меньшей сложностью и тонкостью. Поведенческие реакции в состоянии фрустрации также имеют тенденцию к стереотипизации.
Но, говоря о стереотипе поведения личности при фрустрации, следует учитывать, что он будет проявляться не всегда. В отличие от эмоциональных реакций, связанных с фрустрацией непосредственно, поведенческие реакции будут зависеть от целого ряда внешних условий. Данное положение важно для более точного определения предмета исследования методики. С помощью методики непосредственно можно оценить лишь эмоциональные ответы, а реальное поведение во фрустрации оценивается лишь прогностически, т.е. результаты имеют лишь предсказательную силу.
Поскольку стереотипы эмоционального реагирования на фрустрацию формируются социально, можно говорить о существовании типичных профилей реакций для каждой социальной, профессиональной или клинической группы. Существование таких профилей подтверждается экспериментально. Сравнивая индивидуальный профиль реакций со стандартным групповым профилем, мы можем судить об адаптированности индивида в данной группе. В методике используется подобная процедура, где эталоном для сравнения выступает усредненный профиль реакций, полученный на выборке здоровых лиц. На основании сравнения выводится коэффициент социальной адаптации. Валидность этого коэффициента подтверждается при исследовании лиц с различным нервно-психическим статусом.
Признавая, в целом, правомерность использования коэффициентов социальной и групповой адаптации и их информативность, мы не можем рекомендовать их применение в качестве интегрального и абсолютного показателя, поскольку они не охватывают всего понятия адаптированности. Успешность адаптации в первую очередь определяется вариативностью и гибкостью поведения, успевающего изменяться вслед за изменениями ситуации. Профили описывают, наоборот, устойчивые и ригидные реакции. Следовательно, они являются неадаптивными в смысле приспособления к ситуации фрустрации.
В чем же все-таки заключается адаптивность, оцениваемая данными коэффициентами? По-видимому, в том, что индивид приспосабливает свое поведение к общепринятым эталонам в соответствии с социальной оценкой данной ситуации, даже если это происходит в ущерб благоприятному для него лично разрешению этой конкретной ситуации.
Если этот коэффициент действительно имеет такое социально-нормативное содержание, то его выраженность должна сильно зависеть от соответствующих свойств личности. Мы находим этому подтверждение, например, в работе В.А.Якунина [11], где в результате корреляционного анализа была выявлена достоверная зависимость коэффициента социальной адаптации от выраженности таких качеств, как сила моральных качеств, общительность и тревожность (фактора К, А, и производный Q2 по методике 16-PF Кеттелла).
Действуя по такой стратегии, индивид выигрывает в любом случае, получая как бы социальное оправдание своих действий и реакций. Но это только один возможный способ противостояния фрустрации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.