Ситуационная адаптивность также может быть определена данной методикой. Для этого ответы должны оцениваться с точки зрения их эффективности для поддержания и улучшения межличностных отношений, с точки зрения их соответствия целям индивида. Естественно, для этого должны быть использованы иные критерии оценки, чем предложенные Розенцвейгом. Хотя в литературе встречаются попытки связать адекватное реагирование с одной реакцией, определенного типа и направления (например, с NP), по нашему мнению, это сильное упрощение.
Важным понятием, всегда употребляемым в связи с фрустрацией, является толерантность. Обычно ее определяют как способность переносить напряжение фрустрации. Более углубленный анализ этой способности обнаруживает, однако, ее неоднородность. Становится неясно, относится ли эта способность к регуляции эмоционального состояния и перцептивных процессов, либо только к продуктивной регуляции поведения в состоянии фрустрации. Однозначный ответ дать трудно.
По всей видимости, толерантность как интегральная способность представляет собой искусственное понятие, психологической же реальности соответствует наличие у человека двух относительно независимых способностей - способности не фрустрироваться и способности выбирать продуктивные стратегии поведения во фрустрации. Вторая способность охватывается понятием ситуационная адаптивность.
1.2. Характеристика методики
Исследование состояния фрустрации должно учитывать, что многие реакции, проявляемые в этом состоянии, относятся к разряду осуждаемых и сдерживаемых. В отношении этих реакций, в основном агрессивных, будут действовать защитные механизмы, которые не позволят применить прямые оценочные методы, но могут быть обойдены через использование механизма проекции.
Методика Розенцвейга использует этот механизм - она создает условия для появления проекции, стимулирует ее и интерпретирует каждый ответ испытуемого как проективный. Стимульный материал методики представляет собой 24 карточки с изображенными на них ситуациями, вызывающими состояние фрустрации у одного из изображенных персонажей. Испытуемый проецирует на него собственные чувства, пробужденные восприятием ситуации, и приписывает этому персонажу определенную фразу, которую тот, как ему кажется, произносит. Изображенные на карточках персонажи не имеют определенных черт, что облегчает идентификацию с ними испытуемого, а, следовательно, и проекцию.
В методике Розенцвейга наиболее удачно по сравнению с другими проективными тестами формализована и стандартизирована процедура обработки и интерпретации результатов. В этом ее основное преимущество. Обработка результатов производится легче, чем в других проективных методиках, легко разбивается на этапы. Для обработки используются стандартные оценочные категории, рассогласований по применению которых практически не возникает. Это, а также быстрота и легкость выполнения и возможность группового обследования, позволяет использовать методику в прикладных исследованиях.
К методическим недостаткам следует отнести слабый контроль за процессом проекции. Стимульный материал методики предрасполагает испытуемого к прямой идентификации с персонажем. В результате испытуемый может начать отвечать от самого себя, привлекая совсем ненужные здесь самооценочные процессы и пропуская свои ответы через фильтр защитных механизмов. Этот недостаток может быть скомпенсирован за счет особого акцента при инструктировании на создании нужной установки у испытуемого: экспериментатор должен быть уверен, что испытуемый занимает отчужденную позицию по отношению к персонажу, а также, за счет постоянных напоминаний со стороны экспериментатора в процессе тестирования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.