2.1. Инструкция испытуемому
Инструкция N1 Основной вариант для взрослых
(для тестирования с фиксацией ответов на карточках)
"Перед Вами набор карточек с рисунками. На каждой карточке изображена ситуация, в которой одно из действующих лиц говорит определенные слова другому. Вам необходимо определить, что в данный момент отвечает тот персонаж, над которым изображен пустой квадрат.
Запишите его ответ в пустой квадрат. Записывайте первое, что приходит Вам в голову.
Если Вам кажется, что персонаж молчит, представьте, что он думает в ответ на обращенные к нему слова. Не старайтесь отделаться шуткой, представьте ситуацию серьезнее."
Инструкция N2
(для тестирования с фиксацией ответов экспериментатором)
Заменяется второй абзац:
..."Сообщите его ответ вслух. Говорите первое, что приходит Вам в голову."...
Инструкция N3 (для тестирования с фиксацией ответов на бланке)
Заменяется второй абзац:
..."Свои ответы запишите разборчивым почерком на ответном бланке. Записывайте первое, что приходит Вам в голову."...
Инструкция N4 Основной вариант для детей
"Перед тобой лежат карточки. На каждой нарисованы два или несколько человек, детей или взрослых. Один из них что-то говорит другому - его слова записаны в нарисованном сверху квадрате. Другой отвечает. Но квадрат, нарисованный над ним - пустой.
Постарайся догадаться, что же отвечает этот мальчик или девочка, и скажи мне этот ответ."
2.2. Порядок тестирования
Перед тестированием экспериментатор в общих чертах рассказывает о целях тестирования. После этого раздаются наборы карточек с рисунками и, если необходимо, бланки или листки для ответов. Экспериментатор зачитывает инструкцию и демонстрирует, как надо отвечать. Он просит взглянуть на первую карточку с рисунком, читает вслух слова действующего лица, изображенного слева, и после короткой паузы просит испытуемого составить в уме самый первый ответ, который представляется ему возможным для лица, изображенного справа. Когда испытуемый сообщит, что ответ готов, его просят записать этот ответ. После этого испытуемый должен перейти к самостоятельной работе с другими карточками. Отвечать необходимо в порядке нумерации карточек.
Если возникает необходимость, экспериментатор уточняет характер реакции, прося испытуемого прокомментировать свой ответ. При этом учитываются невербальные реакции помогающие точнее идентифицировать ответ.
При групповом тестировании постарайтесь создать для себя возможность встречи с испытуемым после ознакомления с его ответами, чтобы уточнить те его реакции, которые Вы не можете точно идентифицировать!
Иногда испытуемый неправильно воспринимает ситуацию. В этом случае, после необходимого разъяснения, от него должен быть получен новый ответ.
Инструкция должна дублироваться в ходе тестирования. Тем самым поддерживается необходимая установка у испытуемого. Иначе он может начать давать вместо проективных самооценочные ответы, то есть отвечать так, как и на вопросы обычного опросника.
Тестирование может проводиться: в индивидуальном (1) или групповом (2) варианте, с детьми (3) или со взрослыми (4), с использованием одноразовых (5) карточек или многоразовых (6).
При этом следует обратить внимание на следующие особенности применения теста в различных вариантах:
1. Индивидуальное тестирование:
- лучше проводить в режиме диалога экспериментатора и испытуемого, используя инструкцию N2;
индивидуальное тестирование может проводиться по такой же схеме, как и групповое, но это существенно уменьшит точность идентификации "ответов-реакций" испытуемого. В этом случае, после проведения эксперимента, испытуемого просят прочитать свои ответы вслух;
- процедура индивидуального тестирования такова: испытуемому зачитывается инструкция, после этого предъявляется карточка, далее испытуемый отвечает устно, а экспериментатор записывает ответ;
- при наличии необходимого опыта в работе с тестом экспериментатор может сразу определять характер "ответа-реакции" и заполнять бланк фиксации результатов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.