I- свойственно специалистам с доминирующей узкопроизводственной направленностью, умеющим ориентироваться в работе, обладающим достаточно высокими коммуникативными качествами, но с недостаточно развитыми административно-организаторскими умениями.
М- характеризует толерантное поведение в критических ситуациях, это поведение обеспечивается такими качествами, как независимость в суждениях и поведении, богатое воображение и творческий подход к решению задач, хороший словарный запас и высокий уровень культуры специалиста.
е- свойственно для деятельных специалистов, склонных к социальным контактам, активных, имеющих предрасположенность к эмоциональному лидерству, с деловой стороны их характеризует оперативность, инициативность, авторитетность в коллективе.
i - является показателем высокой эмоциональной стабильности, развитого чувства долга, высокой ответственности специалиста, к деловым недостаткам следует отнести невысокие организаторские умения и отсутствие индивидуального подхода к людям.
т- может рассматриваться как продуктивная тактика, свойственная людям с развитыми административно-организаторскими умениями, особенно умением правильно распределять работу, а также справедливо поощрять и наказывать, этим людям присуще наиболее гармоничное сочетание личностных черт: упорство, ответственность, обязательность, с одной стороны, и конформность, внимание к мнениям и интересам других людей - с другой.
Для оценки выраженности реакций в профиле производится сравнение со средними, приведенными в приложении ЗА. Возможно использовать и образцы, составленные Вами при обработке данных.
Как вычисление КГ А, так и детальный анализ профиля реакций на фрустрацию не рекомендуется применять изолированно от других методик оценки деловых качеств. Тем более нельзя строить прогнозы об успешности профессиональной деятельности, основываясь единственно на данных этой методики. Следует учитывать, что методика Розенцвейга не дает представления об интеллектуальном потенциале человека и о многих его характерологических и личностных свойствах, которые могут в некоторой мере скомпенсировать недостатки развития его эмоциональной сферы и создать условия для эффективной профессиональной деятельности.
4.2. Диагностика и изучение клинической картины неврозов
Благодаря проективному характеру методика широко использовалась в клинике. Результаты ее практического применения были обобщены Н.В.Тарабриной и представлены в известном руководстве [10]. Стоит отметить, что методика с успехом может применяться как для патопсихологической диагностики, так и для дифференциальной диагностики пограничных расстройств. В последнем случае методика позволяет делать выводы о некоторых характерологических особенностях, которые могут оказаться специфическими для тех или иных нервно-психических расстройств.
Довольно надежным показателем невротизации служит КГА. Он реагирует на нарушение нормальных взаимоотношений с окружающими, которое является либо предвестником, либо следствием развития невротических или иных патопсихологических процессов. Величина его в этом случае уменьшается. В качестве ориентировочных можно использовать значения, приведенные в приложении ЗВ.
Полученные при тестировании данные можно использовать для дифференцирования некоторых психических расстройств. По данным Н.В.Тарабриной, дифференцировать истерию от неврастении можно с помощью двух факторов, Е и OD. Их повышенная выраженность специфична для истерии, что в реальном поведении проявляется в чрезмерной требовательности и претензиях к окружающим, при слабой критичности к самому себе, а также в сильной впечатлительности по отношению к любым внешним воздействиям.
С помощью двух факторов I и OD становится возможным углубиться в психическую картину истерии и дифференцировать три синдрома: астенический, тревожно-фобический и ипохондрический. Самые высокие значения I обнаруживают больные с астеническим синдромом. Н.В.Тарабрина считает, что I для них является фактором, способствующим фиксации симптоматики.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.