Если включать в понятие толерантности и способность реагировать на ситуацию фрустрации как на адекватную, то критерием толерантности в таком понимании будет выраженность реакций импунитивной направленности. Исходя из приведенных в главе 4.2. соображений, мы не рекомендуем все же использовать этот показатель, по крайней мере, если он получен при проведении классического варианта методики, поскольку велика вероятность, что проявляемые импунитивные реакции окажутся лишь внешне демонстрируемыми, маскирующими истинные внутренние реакции.
Диагносцировав пониженную толерантность пациента, психотерапевт может раскрыть перед ним неадаптивную, болезненную природу многих привычных для него реакций, предложить в качестве альтернативы привычным формам реагирования - новые, более эффективные, заставляя пациента поверить, что с их помощью он гарантированно и быстрее добьется реализации своих целей. Если психотерапевт добьется того, чтобы пациент, попадая в реальную фрустрирующую ситуацию каждый раз актуализировал опыт, приобретенный на психотерапевтическом сеансе, толерантность его будет повышаться.
Можно применить другой, более прямой способ воздействия на толерантность пациента, состоящий в изменении представлений о фрустрационной насыщенности окружающего мира. Целью психотерапевтического воздействия в этом случае будет являться не изменение поведенческого и эмоционального стереотипа реагирования, а коррекция стереотипов восприятия и последующей когнитивной переработки фрустрирующей ситуации. Совместно анализируя фрустрирующие ситуации, представляющие для пациента источники повышенного напряжения и тревоги, психотерапевт приводит пациента к необходимости рассматривать эти ситуации не как фрустрирующие, а как проблемные, требующие определенных моральных и интеллектуальных усилий со стороны пациента.
При некоторой модификации процедуры тестирования может быть оценена способность пациента к научению адекватно разрешать конфликтные ситуации, как это было сделано в исследовании В.Д.Менделевич [3]. После ответа на половину тестовых ситуаций с испытуемыми проводился психокоррекционный инструктаж, затем испытуемые отвечали на вторую половину тестовых ситуаций. Инструктаж может быть заменен любым другим видом психотерапевтического воздействия. Выводы о способности к изучению делаются на основе анализа тенденций.
Анализ индивидуальных особенностей реагирования на фрустрацию, анализ профиля реакций предоставляет психотерапевту важный материал о структуре дефектов пациента, подлежащих коррекции. Более того, на его основании могут быть сделаны выводы о механизмах генезиса некоторых расстройств, что окажет существенную помощь в организации патогенетической психотерапии.
В целях более эффективного последующего психотерапевтического воздействия при анализе профиля желательно различать первичные реакции на фрустрацию, которые так или иначе сдерживаются и маскируются, и компенсаторные, которые демонстрируются, либо служат для совладения с непосредственными реакциями. Лучше для этого несколько модифицировать классическую процедуру тестирования, например, как это было сделано в уже упоминавшейся работе М.А.Чуракова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование методики Розенцвейга в психодиагностических исследованиях представляется нам исключительно перспективным. И дело не только в очевидной диагностической ценности получаемых показателей и широком диапазоне практического применения методики, но и в том, что существуют хорошие перспективы для ее дальнейшего развития.
При изложении мы старались придерживаться классического варианта методики, и лишь в некоторых необходимых случаях рекомендовали незначительные отклонения от стандартной процедуры проведения методики и обработки результатов. Но уже сейчас существует значительное количество модификаций, существенно расширяющих изначальные возможности методики. В завершение нашего изложения мы считаем необходимым наметить направления, в которых может производиться модификация методики, исходя из уже существующего опыта и наших представлений о перспективности тех или иных изменений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.