Методика изучения фрустрационных реакций (взрослый вариант): Методическое руководство, страница 13

Если включать в понятие толерантности и способность реагировать на ситуацию фрустрации как на адекватную, то критерием толерантно­сти в таком понимании будет выраженность реакций импунитивной на­правленности. Исходя из приведенных в главе 4.2. соображений, мы не рекомендуем все же использовать этот показатель, по крайней мере, если он получен при проведении классического варианта методики, поскольку велика вероятность, что проявляемые импунитивные реакции окажутся лишь внешне демонстрируемыми, маскирующими истинные внутренние реакции.

Диагносцировав пониженную толерантность пациента, психоте­рапевт может раскрыть перед ним неадаптивную, болезненную при­роду многих привычных для него реакций, предложить в качестве альтернативы привычным формам реагирования - новые, более эф­фективные, заставляя пациента поверить, что с их помощью он га­рантированно и быстрее добьется реализации своих целей. Если пси­хотерапевт добьется того, чтобы пациент, попадая в реальную фрустрирующую ситуацию каждый раз актуализировал опыт, приоб­ретенный на психотерапевтическом сеансе, толерантность его будет повышаться.

Можно применить другой, более прямой способ воздействия на толерантность пациента, состоящий в изменении представлений о фрустрационной насыщенности окружающего мира. Целью психотерапевтического воздействия в этом случае будет являться не измене­ние поведенческого и эмоционального стереотипа реагирования, а коррекция стереотипов восприятия и последующей когнитивной пе­реработки фрустрирующей ситуации. Совместно анализируя фрустрирующие ситуации, представляющие для пациента источники повы­шенного напряжения и тревоги, психотерапевт приводит пациента к необходимости рассматривать эти ситуации не как фрустрирующие, а как проблемные, требующие определенных моральных и интеллек­туальных усилий со стороны пациента.

При некоторой модификации процедуры тестирования может быть оценена способность пациента к научению адекватно разрешать конфликтные ситуации, как это было сделано в исследовании В.Д.Менделевич [3]. После ответа на половину тестовых ситуаций с испытуемыми проводился психокоррекционный инструктаж, затем испытуемые отвечали на вторую половину тестовых ситуаций. Инст­руктаж может быть заменен любым другим видом психотерапевтиче­ского воздействия. Выводы о способности к изучению делаются на основе анализа тенденций.

Анализ индивидуальных особенностей реагирования на фрустра­цию, анализ профиля реакций предоставляет психотерапевту важный материал о структуре дефектов пациента, подлежащих коррекции. Более того, на его основании могут быть сделаны выводы о механиз­мах генезиса некоторых расстройств, что окажет существенную по­мощь в организации патогенетической психотерапии.

В целях более эффективного последующего психотерапевтиче­ского воздействия при анализе профиля желательно различать пер­вичные реакции на фрустрацию, которые так или иначе сдерживают­ся и маскируются, и компенсаторные, которые демонстрируются, либо служат для совладения с непосредственными реакциями. Луч­ше для этого несколько модифицировать классическую процедуру тестирования, например, как это было сделано в уже упоминавшейся работе М.А.Чуракова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование методики Розенцвейга в психодиагностических исследованиях представляется нам исключительно перспективным. И дело не только в очевидной диагностической ценности получае­мых показателей и широком диапазоне практического применения методики, но и в том, что существуют хорошие перспективы для ее дальнейшего развития.

При изложении мы старались придерживаться классического ва­рианта методики, и лишь в некоторых необходимых случаях рекомен­довали незначительные отклонения от стандартной процедуры про­ведения методики и обработки результатов. Но уже сейчас существует значительное количество модификаций, существенно расширяющих изначальные возможности методики. В завершение на­шего изложения мы считаем необходимым наметить направления, в которых может производиться модификация методики, исходя из уже существующего опыта и наших представлений о перспективности тех или иных изменений.