Такое понимание фрустрации, несомненно, расширяет возможности применения данного понятия и его дальнейшего развития, конечно, при условии соблюдения общности предмета для различных подходов. Для всех них общими в понятии фрустрации будут оставаться всего две характеристики: во-первых, ситуация должна заключать в себе непосредственное социальное воздействие на личность, и, во-вторых, быть относительно непродолжительной по времени. Эти две характеристики хорошо отграничивают фрустрацию от смежных понятий из теории стресса, депривации и других теорий.
То, что в первом подходе к пониманию фрустрации обозначается как фрустрация, во втором - носит название "фрустрирующая ситуация", или "фрустратор". В результате действия фрустрирующей ситуации развивается психическое состояние фрустрации.
На первый взгляд, такая трактовка вполне правомерна. Аналогично построенную модель мы можем найти, например, в теории стресса, где понятию фрустрация соответствует понятие стресс или дистресс, а стрессор имеет прямую аналогию с фрустратором. Спорным здесь является само существование единого психического состояния во фрустрирующей ситуации.
Если попытаться выделить какие-то общие характеристики для всех форм эмоциональных ответов на фрустрацию (например, согласно В.С.Мерлину, это могут быть агрессия, тревога, подавленность, обесценивание цели или задачи), то эти же характеристики применимы для описания вообще любых проявлений стресса, а для конкретизации понятия фрустрации потребуются ввести ряд внепших критериев, уточняющих понятие:
1) фрустрирующая ситуация блокирует активированную потребность, уже преобразованную в форму направленности к цели (некоторые ситуации в методике имеют двойное действие - активируют потребность и фрустрируют ее);
2) фрустрирующая ситуация содержит непосредственное социальное воздействие (агрессия, обвинение, претензии, побуждение к активности, столкновение мотивов и.т.д.);
3) фрустрирующая ситуация относительно непродолжительна.
Последний критерий проводит границу между фрустрацией и депривацией. Фрустрация, в отличие от психического состояния депривации, обладает меньшей устойчивостью, ригидностью, но принципиального различия (кроме временного) у них нет, и при слишком длительном воздействии фрустратора, фрустрация переходит в депривацию. Весьма часто депривация развивается именно по этой схеме.
Соотношение фрустрации с основными понятиями теории стресса нами уже затрагивалось. Стресс является более общим, родовым понятием, и для фрустрации продолжают действовать все закономерности, специфичные для состояний стресса.
Больше всего дискуссий было вызвано вопросом соотношения фрустрации с понятием агрессия. В некоторых теориях агрессия рассматривалась и рассматривается до сих пор как непосредственный результат фрустрации. Крайним выражением такой позиции является утверждение об их жесткой причинной связи: фрустрация всегда приводит к агрессии, а агрессия проявляется только вследствие фрустрации. Такая позиция, конечно, слишком категорична, и ее не спасает от критики даже некоторое расширение понятия агрессия, например, для обозначения самообвиняющих, депрессивных и других действий, в которых негативная энергия направляется вовнутрь.
Более принятая в настоящее время точка зрения - агрессия -лишь одно из возможных следствий фрустрации. Фрустрация мобилизует целый комплекс защитных реакций, которые структурируются обычно одной из них - ведущей.
Здесь мы вплотную подходим к определению форм эмоциональных и поведенческих реакций при фрустрации, оценке которых и посвящена в большей своей части данная методика. При всем их многообразии, эти реакции могут быть разделены на три больших класса. Для этого мы воспользуемся классификацией, предложенной Н.Д.Левитовым:
1) Толерантные реакции, с помощью которых индивид производит адекватную оценку ситуации и достаточно успешно ищет выход их нее.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.