1. Введение 3
2. Мышление в психологии 4
· Теории ассоциаций 5
· Теория комплексов Отто Зельца 5
· Дункер К. 6
· Концепция интеллекта Ж. Пиаже. 6
· Эксперимент Сахарова- Выготского 8
3. Подход к мышлению В. В. Давыдова. 9
· Комиссия по логике и психологии. 11
4. Мышление в логике. 12
5. М. Мамардашвили о мышлении. 13
5. Выводы. 16
6. Источники. 17
"истину, похожую на ложь,
должны хранить сомкнутыми устами"
(Данте)
Многие говорят о мышление, но лишь единицы понимают, что это такое или хотя бы имеют хоть какое-то представление о нем. Есть люди, которые только начинают задумываться об этом и хоть как-то чувствуют это понятие на интуитивном уровне, но не находят слов для его выражения. Как говорит М. Мамардашвили, всегда есть все слова и слова, которые есть. Часто те, кто начинает говорить, что знают, что такое мышление, мысль, лгут сами себе. К сожалению пока еще не выстроен категориальный аппарат, который бы полностью определял теоретические построения, относимые к мышлению как объекту. И, по-видимому, он никогда не будет выстроен. Это бесконечный процесс.
Ниже я бы хотел найти, нащупать, почувствовать только подходы к мышлению. Я покажу традиционный подход к мышлению- понимание мышление в его поверхностном аспекте, и подходы к нему, которые, я считаю, являются более глубокими, конструктивными и перспективными. Традиционный подход открывает нам лишь периферию представлений о мышлении, а перспективный подход открывает всю глубь, ядро представлений о мышлении. При этом я выделяю 2 кластера подходов к феномену мышления, которые различаются по методам, средствам, но схожи по предмету исследования: логика и психология.
Мышление в психологии
Предметом психологии является исследование всего того, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания нам дано. Это обычно называется психика, душа или психическая жизнь, которая является отражением внешнего мира. Методами, которые психология использует для исследования психического, являются наблюдение и эксперимент. Признаки психического:
· принадлежность к индивиду, субъекту;
· его отношение к “независимому” от психики объекту;
· психика является одновременно и частью реальной действительности и отражением действительности, единство реального и идеального.
Существует 2 формы существования психического:
1. Объективная. Психические процессы выступают как средство.
V
2. Субъективная. Психические процессы выступают как средство и объект. Отражение психического в самом себе или смотрение внутрь на ощущение, восприятие, мышление и др.
|
V
Т. к. предметом психологии является психика, мышление в основном рассматривается ею как компонент психического или как психический процесс. Поэтому в психологии, мышление рассматривают как психический процесс.
Теории ассоциаций.
1. Теория Джемса. Он определяет мышление как выделение существенного в данном факте, т. е. вычленение из некоторого целого того частного признака, который имеет полезные для решения задачи свойства. В S (проблемная ситуация) мы находим М, чтобы найти Р, т. к. М связано с Р.
М® Р
При анализе этой теории возникают вопросы: как осуществляется открытие М? Почему мы выбираем именно М, а не какой-то другой элемент?
2. “Теория констелляций” Г. Мюллера. Эта теория говорит о “подобных случаях”, об “использовании общих идей”. Например, у нас сущесвтует 2 ассоциативно связанных ряда. Один из этих рядов представляет проблемную ситуацию, а другой варианты возможных ответов. Оба эти ряда имеют по одному одинаковому свойству Мi и как только мы замечаем это совпадеине мы решаем эту задачу.
Mg Ki
S Mh Li P
Mn Ti
Эта теория частично отвечает на выше поставленные вопрос, но возникают другие:
· Что делать с задачами, где М не является свойством проблемной ситуации S, а является лишь свойством отношения S и P?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.