Мышление в психологии. Подход к мышлению В.В.Давыдова. Мышление в логике. М.Мамардашвили о мышлении

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Содержание

1.  Введение                                                                                     3

2.  Мышление в психологии                                                        4

·  Теории ассоциаций                                                                     5

·  Теория комплексов Отто Зельца                                               5

·  Дункер К.                                                                                     6

·  Концепция интеллекта Ж. Пиаже.                                            6

·  Эксперимент Сахарова- Выготского                                        8

3.  Подход к мышлению В. В. Давыдова.                                      9

·  Комиссия по логике и психологии.                                          11

4.  Мышление в логике.                                                                12

5.  М. Мамардашвили о мышлении.                                          13

5.  Выводы.                                                                                      16

6. Источники.                                                                                  17

Введение

"истину, похожую на ложь,

должны хранить сомкнутыми устами"

(Данте)

Многие говорят о мышление, но лишь единицы понимают,  что это такое или хотя бы имеют хоть какое-то представление о нем. Есть люди, которые только начинают задумываться об этом и хоть как-то чувствуют это понятие на интуитивном уровне, но не находят слов для его выражения. Как говорит М. Мамардашвили, всегда есть все слова и слова, которые есть. Часто те, кто начинает говорить, что знают, что такое мышление, мысль, лгут сами себе. К сожалению пока еще не выстроен категориальный аппарат, который бы полностью определял теоретические построения, относимые к мышлению как объекту. И, по-видимому, он никогда не будет выстроен. Это бесконечный процесс.

Ниже я бы хотел найти, нащупать, почувствовать только подходы к мышлению. Я покажу традиционный подход к мышлению- понимание мышление в его поверхностном аспекте, и подходы к нему, которые, я считаю, являются более глубокими, конструктивными и перспективными. Традиционный подход открывает нам лишь периферию представлений о мышлении, а перспективный подход открывает всю глубь, ядро представлений о мышлении. При этом я выделяю 2 кластера подходов к феномену мышления, которые различаются по методам, средствам, но схожи по предмету исследования: логика и психология.

Мышление в психологии

Предметом психологии является исследование всего того, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания нам дано. Это обычно называется психика, душа или психическая жизнь, которая является отражением внешнего мира. Методами, которые психология использует для исследования психического, являются наблюдение и эксперимент.  Признаки психического:

·  принадлежность к индивиду, субъекту;

·  его отношение к “независимому” от психики объекту;

·  психика является одновременно и частью реальной действительности и отражением действительности, единство реального и идеального.

Существует 2 формы существования психического:

1.  Объективная. Психические процессы выступают как средство.

 


Овал: О V

2.  Субъективная. Психические процессы выступают как средство и объект. Отражение психического в самом себе или смотрение внутрь на ощущение, восприятие, мышление и др.

 


Ср

 
               V             

Овал: О                 V

 Т. к. предметом психологии является психика, мышление в основном рассматривается ею как компонент психического или как психический процесс. Поэтому  в психологии, мышление рассматривают как психический процесс.

Теории ассоциаций.

1. Теория Джемса. Он определяет мышление как выделение существенного в данном факте, т. е. вычленение из некоторого целого того частного признака, который имеет полезные для решения задачи свойства.  В  S (проблемная ситуация) мы находим М, чтобы найти Р, т. к. М связано с Р.

Овал: S                               

                            М® Р

При анализе этой теории возникают вопросы: как осуществляется открытие М? Почему мы выбираем именно М, а не какой-то другой элемент?

2. “Теория констелляций” Г. Мюллера. Эта теория говорит о “подобных случаях”, об “использовании общих идей”. Например, у нас сущесвтует 2 ассоциативно связанных ряда. Один из этих рядов представляет проблемную ситуацию, а другой варианты возможных ответов. Оба эти ряда имеют по одному одинаковому свойству Мi и как только мы замечаем это совпадеине мы решаем эту задачу.

            Mg                   Ki

            

Овал: Mi              Mi       S         Mh                    Li           P

           Mn                    Ti

Эта теория частично отвечает на выше поставленные вопрос, но возникают другие:

·  Что делать с задачами, где М не является свойством проблемной ситуации S, а является лишь свойством отношения S и P?

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Статьи
Размер файла:
306 Kb
Скачали:
0