Мысль рождается там, где есть “разрыв”, конфликт в задаче, материале. И, как не странно, наш мир просто наполнен такими “разрывами”. Например, у всех было чувство необъяснимой хрупкости и как бы абсолютной обреченности на гибель всего прекрасного, всего благородного, всего высокого. Многие, возможно, задавались себе вопросом : почему не все так хорошо, прямо как хотелось бы нам? Почему возникает столько проблем? Но с другой стороны при их появлении и попытке решении у нас появляются те искорки мысли, которые направляют нас в этом решении. Интересно если мир устроен так плохо, то откуда у нас появляется представление о том, что все должно быть хорошо, прекрасно, ровно, справедливо? Откуда, из какого мира у нас появляются такие представление? Я думаю каждый по своему ответит на этот вопрос. Чтобы человеку сохранить идеи о добре, справедливости, прекрасном, необходимо прилагать грандиозные усилия. И здесь без мышления снова не обойтись.
Мысль всегда связана с радостью, хотя иногда с единственной радостью человека Пруст даже как - то заметил, что состояние радости у творца может быть критерием истины и таланта в искусстве, в литературе. Состояние творческой радости может быть и у того, кто читает или смотрит. Также мысль рождается из удивления вещам как таковым. Я плохо знаю лингвистику, но если попытаться “почувствовать” слово “удивление”, то можно вывести 2 варианта его понимания:
а.) “у”, “диво”® “у дива” или рядом с чудом, открытием.
б.) “у”, “диво”, “явление”® рядом с появившимся открытием.
И если попытаться разобрать слово “удивляемся”, то получится:
в.) “у”, “диво”, “я”, “есьм”® я нахожусь рядом с открытием или на пороге открытия.
г.) “у”, “диво”, “я”, “ем”® я получаю удовольствие, радость от этого чуда, открытия.
Выводы
- Что такое слово?
- Изменник души.
Алкуин.
Любить в словах их Истину,
а не сами слова.
Абеляр.
Я попытался выделить подходы к мышлению, выделив признаки мысли и то как она появляется. Большинство подходов подошли лишь к периферии понятия мышления и находятся на поверхности этого понятия. Они как существа с двухмерным видением ползают по поверхности этого понятия. Но также есть и появляются все больше существ с трехмерным видением, которые погружаются в бесконечную глубь понятия. Хотя может быть она бесконечна лишь для тех, кто имеет трехмерное зрение? Так или иначе эти другие, более глубокие подходы, которые говорят о мышление как “духовном” явлении, расширяют горизонт исследования. А также представители каждого из этих подходов начинает ощущать ограниченность своего подхода и необходимость взаимодействия с другими подходами. Возможно, вскоре, а может уже и появился, такой метаподход к исследованию мышления.
Vпс Vфил Vпс Vфил
И в заключение я бы хотел сказать, что пока человек производит акт сравнения внешних предметов, не имеющих к нему отношения и не вовлекает себя самого в акт сравнения - он не мыслит. Он будет двигаться в бесконечность до тех пор, пока сам себя не вовлечет в акт сравнения, пока не привнесет нечто из самого себя. Мыслить можно только о реальности. И мыслить, согласно Пармениду, - значит только существующее необходимо говорить и высказывать. Но в тоже время, когда мы пытаемся высказать нашу интуицию по поводу мысли, у нас есть все слова и слова, которые есть.
Источники
1. Выготский Л. С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции. \\ Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Петухова В. В. – М.: “Московский университет”, 1981.
2. Гетманова А. Д. Учебник по логике.-М.: изд. “ВЛАДОС”, 1995.
3. Герман Гессе. Игра в бисер. –М.: “Гудьял-Пресс”, 1999.
4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. –М.: ИНТОР, 1996, -544с.
5. Давыдов .В. В. История работы Комиссии по логике и психологии мышления.\\ Вопросы методологии. 1995, №1-2, с. 109-112.
6. Дункан К. Подходы к исследованию продуктивного мышления. \\ Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Петухова В. В. – М.: “Московский университет”, 1981.
7. Жан Пиаже. Избранные психологические труды. -М.: “Международная педагогическая академия”, 1994.
8. Мамардашвили М. К. Беседы о мышлении. Статья в электронном виде, скопированная из Интернета).
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Санкт- Петербург: “Питер”, 1999, - 720с.
10. Щедровицкий Г. П. Избранные труды.-М.: Школа Культурной Политики, 1994.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.