Методика изучения фрустрационных реакций (взрослый вариант): Методическое руководство

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ РУКОВОДСТВА

Введение   

1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ   

1.1.  Определение основных понятий

1.2.  Характеристика методики     

1.3.  Основные диагностические задачи     

2.  ТЕХНОЛОГИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

2.1.  Инструкция

2.2.  Порядок тестирования и действий экспериментатора    

2.3.  Первичная обработка ответов

3.  ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ     

3.1.  Построение профилей   

3.2.  Коэффициент групповой адаптации (КГА/GSR)    

3.3.  Образцы и тенденции

4.  ИНТЕРПРЕТАЦИЯ    

4.1.  Диагностика профессионально значимых и деловых качеств

4.2.  Диагностика и изучение клинической картины неврозов  

4.3.  Использование результатов тестирования в психокоррекции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА    

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.  Таблица первичной оценки ответов

2.  Таблицы стандартных ответов    

3.  Нормативные данные     

4.  Таблицы пересчета в проценты

5. Таблицы наиболее часто встречаемых ответов

Введение

Тест рисуночной ассоциации был разработан С. Розенцвейгом в 1944г. Им же был предложен детский вариант (1948). У нас тест получил распространение под названием "методика изучения фруст-рационных реакций" после адаптации, выполненной Н.В.Тарабриной (1973).

Существует пока единственное в нашей стране полное руковод­ство по применению методики, предложенное автором адаптации (1984). В этом руководстве описание работы с методикой и рекомен­дации по интерпретации были ориентированы на клиническую прак­тику и раскрывали возможности использования методики при изуче­нии поведения и личности больных неврозами. Однако при создании теста в нем были заложены гораздо более широкие возможности, позволяющие использовать его и в практической консультационной работе психолога, и в прикладных исследованиях, для самых разных выборок испытуемых.

За время существования методики появились новые данные, под­тверждающие ее валидность и расширяющие возможности интерпре­тации, которые, к сожалению, систематизирование не излагались.

В настоящем руководстве мы стремились эти данные обобщить. Нами предложен вариант интерпретации, имеющий более широкую направленность. Процедура тестирования, обработки и анализа ре­зультатов описывается и для взрослого и для детского варианта. Первые разделы руководства фактически содержат методологиче­ское обоснование методики. Их изучение поможет Вам составить психологически грамотное заключение на основе полученных при тестировании результатов.

Мы надеемся, что большую помощь в приобретении навыков ра­боты с методикой окажут прилагаемые к руководству таблицы наи­более часто встречаемых ответов, любезно предоставленные доцен­том факультета психологии СПбГУ Т.Н.Курбатовой.

Поскольку проективный материал методики построен так, чтобы вызвать непосредственный эмоциональный ответ, крайне нежела­тельно, чтобы у испытуемого возникали трудности с восприятием материала. Это будет тормозить непосредственные эмоциональные проявления и перекладывать реагирование в основном на второсигнальную систему. Авторы предостерегают Вас от использования не­качественного стимульного материала.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Определение основных понятий

Среди специалистов, занимавшихся методикой, есть некоторые рас­хождения в понимании того, на что она направлена. Поэтому мы сначала опишем наиболее общие феномены, а потом конкретизируем область психологических явлений, непосредственно доступных для исследова­ния с помощью методики.

В системе понятий, описывающих изучаемые методикой феномены, центральное место принадлежит понятию фрустрация. Однако, даже оно допускает расхождения в определении. Наиболее широко исполь­зуются следующие два определения фрустрации: первое - как невоз­можности (или ситуации невозможности) удовлетворения уже активи­рованной потребности из-за какого-либо препятствия, второе - как психического состояния, возникающего вследствие противодействия факторов, блокирующих удовлетворение потребности.

И в том и в другом определении фрустрация относится к ситуатив­ным явлениям. Но иногда, правда, редко, фрустрация понимается как более или менее устойчивая характеристика, свойство личности, неспо­собность личности приспособиться к ситуации стресса. Такого пони­мания придерживался и сам Розенцвейг, противопоставляя фрустрации толерантность, как способность справиться с фрустрирующей ситуа­цией без утраты психобиологической адаптации.

Продуктивнее, на наш взгляд, было бы отождествлять фрустрацию с ситуацией, понимая под этим не только внешние условия, но и внут­ренние процессы. В этом случае фрустрация становится максимально открытым понятием для использования в рамках самых различных те­орий. Для психоанализа в качестве фрустрации рассматривалась бы, например, блокада Ид, для теории поля - конфликты барьеров внут­ренних и внешних, для бихевиористической теории - любая помеха в деятельности.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
185 Kb
Скачали:
0