1. Кинематический и силовой расчет привода
В качестве двигателя для привода будем использовать стандартный электродвигатель серии 4А. Двигатели этой серии имеют мощности в диапазоне от 0,25 до 7,5 кВт. Чтобы выбрать конкретный двигатель необходимо знать минимально потребную выходную мощность приводной станции и ее КПД.
Общий коэффициент полезного действия привода определим по формуле:
η = ηМ ∙ η2ПК ∙ ηПС ∙ ηЗП ∙ ηОП,
здесь
ηМ = 0,98 |
– КПД муфты; |
ηПК = 0,992 |
– КПД пары подшипников качения; |
ηПС = 0,985 |
– КПД пары подшипников скольжения; |
ηЗП = 0,96 |
– КПД зубчатого зацепления закрытой передачи; |
ηОП = 0,94 |
– КПД зубчатого зацепления открытой передачи; |
η = 0,98 ∙ 0,9922 ∙ 0,985 ∙ 0,96 ∙ 0,94 = 0,858
Таким образом, общее КПД привода равно 85,8%.
Определим минимальную потребную мощность двигателя. Она находится по формуле:
.
Здесь Pвых – выходная мощность установки, определяемая как
Pвых = F ∙ v .
Подставляя числовые, значения получим
Pвых = 3000 ∙ 0,65 = 1650 Вт.
Следовательно,
.
Определим потребную частоту вращения выходного вала:
,
где dзв – диаметр звездочки грузовой цепи, определяемый по формуле:
,
Подставляя числовые, значения получим
.
Следовательно
.
Зная частоту вращения, определим число оборотов, которое совершает звездочка грузовой цепи в минуту:
; .
Передаточное отношение привода примем равным 17 (u = 17). Поэтому потребная частота вращения вала двигателя будет равна
,
или
.
Полученным выше потребным параметрам наиболее полно удовлетворяет двигатель 4AM132S8У3, обладающий следующими номинальными характеристиками: P0 = 4000 Вт; n0 = 720 об/мин.
Уточним передаточное число привода:
, .
Так как выбранная кинематическая схема является двухступенчатой, то выберем передаточные числа для каждой ступени. Для закрытой передачи значение передаточного числа выбираем из стандартного ряда (СТ СЭВ 221-75):
uЗП = 4. Передаточное число открытой ступени uОП определим исходя из того, что
uф = uЗП ∙ uОП,
следовательно
,
.
Проведем кинематический и силовой расчет привода. Введем
следующую систему индексов: 0 – вал двигателя;
1 – быстроходный вал закрытой передачи;
2 – тихоходный вал закрытой передачи (он же
быстроходный для открытой передачи)
3 – выходной выл привода (тихоходный
открытой
передачи).
Определим мощности Pi на валах:
P0 = 4000 Вт.
P1 = P0 ∙ ηМ ∙ ηПК;
P1 = 4000 ∙ 0,98 ∙ 0,992 = 3891 Вт.
P2 = P1 ∙ ηЗП ∙ ηПК;
P2 = 3891 ∙ 0,96 ∙ 0,992 = 3707 Вт.
P3 = P2 ∙ ηОП ∙ ηПС;
P3 = 3707 ∙ 0,94 ∙ 0,985 = 3432 Вт.
Найдем числа оборотов ni валов.
n0 = 720 об/мин.
n1 = n0; n1 = 720 об/мин.
n2 = n1 / uЗП; n2 = 720 / 4 = 180 об/мин.
n3 = n2 / uОП; n2 = 180 / 4,24 = 42,5 об/мин.
Выразим и частоты вращения ωi валов через число оборотов по формуле
Таким образом:
;
;
;
;
Вычислим значения крутящих моментов Ti для соответствующих валов по формуле:
Ti = Pi / ωi
T0 = 4000 / 75,4 с-1 = 53 Н∙м
T1 = 3891/ 75,4 с-1 = 51,6 Н∙м
T2 = 3707 / 18,8 с-1 = 196 Н∙м
T3 = 3432 / 4,45 с-1 = 772 Н∙м
Кинематические и силовые параметры привода
Тип передачи |
Передаточное число |
Частота вращения, об/мин |
Угловая скорость, рад/с |
Мощность Вт |
Крутящий момент |
||||
n1 |
n2 |
ω1 |
ω2 |
Р1 |
Р2 |
Т1 |
Т2 |
||
Закрытая |
4 |
720 |
180 |
75,4 |
18,8 |
3891 |
3707 |
53 |
196 |
Открытая |
4,24 |
180 |
42,5 |
18,8 |
4,45 |
3707 |
3432 |
196 |
772 |
По условию технического задания привод должен проработать 4 года при эксплуатации в одну смену, продолжительностью 8 часов. Регламентированный срок службы привода в часах Lh можно определить по формуле:
Lh = 365 ∙ Lг ∙ tс ∙ Lс ∙ (1 – tпр).
Здесь Lг = 5 –
срок службы привода, год;
tс = 8 ч – продолжительность
рабочей смены;
Lс = 1 – число смен;
tпр = 0,15 – относительное время
вынужденного простоя.
Таким образом
Lh = 365 ∙ 5 ∙ 8 ч ∙ 1 ∙ (1 – 0,15) = 9 928 ч
Принимаем следующую величину ресурса Lh = 10 000 ч
2. Расчет закрытой передачи
Параметр |
Обозначение |
Значение |
|
текущее |
общее |
||
Передаточное число |
u |
uЗП |
4 |
Быстроходный вал |
|||
Число оборотов, об/мин |
n1 |
n1 |
720 |
Частота вращения, с-1 |
ω1 |
ω1 |
75,4 |
Крутящий момент, Н∙м |
T1 |
T1 |
53 |
Тихоходный вал |
|||
Число оборотов, об/мин |
n2 |
n2 |
180 |
Частота вращения, с-1 |
ω2 |
ω2 |
18,8 |
Крутящий момент, Н∙м |
T2 |
T2 |
196 |
Для уменьшения металлоемкости шестерни и колеса принимаем, что разность средних твердостей по Бреннелю больше 70. При этом должно выполняться условие: для шестерни – средняя твердость по Роквеллу (шкала C) не меньше 45 единиц, а для колеса – средняя твердость по Бреннелю не превосходит 350 единиц.
В качестве базового материала выбираем Сталь 40Х. Для
получения потребных характеристик заготовок назначаем:
для заготовки шестерни – улучшение и закалка токами высокой частоты;
для заготовки колеса – улучшение.
При этом получим следующие характеристики.
Заготовка шестерни:
Средняя твердость – H1ср = 47,5 HRC = 457 HB;
Предельные размеры заготовки – Dпред1 = 125 мм;
Допустимые напряжения – контакта:
[σ]H01 = 14 ∙ H1ср + 170;
[σ]H01 = 14 ∙ 47,5 HRC + 170 = 835 Н/мм2.
Изгиба – [σ]F1 = 310 Н/мм2 (предполагается, что модуль зацепления меньше чем 3 мм)
Заготовка колеса:
Средняя твердость – H2ср = 248,5 HB;
Предельные размеры заготовки – Sпред2 = 125 мм;
Допустимые напряжения – контакта:
[σ]H02 = 1,8 ∙ H2ср + 67;
[σ]H02 = 1,8 ∙ 248,5 HB + 67 = 514 Н/мм2.
Изгиба:
[σ]F02 = 1,03 ∙ H2ср;
[σ]F02 = 1,03 ∙ 248,5 HB = 256 Н/мм2.
Зубчатые передачи с непрямым зубом при разности средних твердостей HB1ср – HB2ср ≥ 70 и твердости зубьев колеса меньше 350 единиц твердости по Бреннелю рассчитываются по среднему допускаемому напряжению:
[σ]H = 0,45([σ]H1 + [σ]H2).
Здесь [σ]H1 и [σ]H2 – допустимые контактные напряжения шестерни и колеса, соответственно. Их значения можно найти по следующим зависимостям:
[σ]H1 = KHL1 ∙ [σ]H01; [σ]H2 = KHL2 ∙ [σ]H02
В этих выражениях KHL – коэффициент долговечности.
,
где NH0 – число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости; N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.