Таким образом, условие пригодности заготовок выполняется.
Определим рабочие напряжения в зацеплении. Отличие между расчетными и допустимыми напряжениями должно лежать в пределах –10% ÷ +5% для обеспечения рентабельности установки.
,
где Ft – окружная сила в зацеплении, Н
Ft = 2∙T2 ∙ 103 / d2,
Ft = 2 ∙ 196∙ 103 / 163,25 = 2,4∙103 Н;
KHα = 1 – коэффициент, учитывающий распределения нагрузки между зубьями колес с круговым зубом;
KHβ = 1,1 – коэффициент распределения нагрузки для колес с круговым зубом;
KHv = 1,02 – коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес
v = ω2 ∙ d2 / (2∙103),
v = 18,8 с-1 ∙ 163,25 / (2∙103) = 1,54 м/с;
= 1,5 – коэффициент вида конической передачи для колес с круговым зубом при твердости шестерни ≥45HRC и колеса ≤350HB.
Таким образом
Определим относительное расхождение между допустимыми и расчетными напряжениями:
!Ошибка в формуле;
!Ошибка в формуле.
Недогрузка передачи составляет 2,2%.
Проверим напряжения изгиба зубьев колеса и шестерни.
;
σF1 = σF2 ∙ YF1 / YF2 ≤ [σ]F1.
Здесь KFα = 1 – коэффициент распределения нагрузки между зубьями;
KFβ = 1,08 – коэффициент распределения нагрузки по ширине венца;
KFv = 1,06 – коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес;
= 1 – коэффициент вида конических колес;
Yβ = 1 – коэффициент, учитывающий наклон зуба;
YF1 = 3,658 – коэффициент формы зуба шестерни, определяющийся в зависимости от величины смещения инструмента и эквивалентного числа зубьев zv1
zv1 = z1 / (cos δ1 ∙ cos3 β),
zv1 = 20 / (cos 13°52’12” ∙ cos3 35°) = 37
YF2 = 3,6 – коэффициент формы зуба колеса, определяющийся в зависимости от величины смещения инструмента и эквивалентного числа зубьев zv2
zv2 = z2 / (cos δ2 ∙ cos3 β),
zv2 = 81 / (cos 76°7’48” ∙ cos3 35°) = 615
Таким образом
σ F1 = 162 ∙ 3,658 / 3,6 = 165 Н/мм2 < 310 Н/мм2
В результате расчета получилось, что рабочие напряжения изгиба много меньше допустимых напряжений (ΔσF1 = 47%; ΔσF2 = 36%), то есть нагрузочная способность передачи ограничивается контактной прочностью.
Результаты всех расчетов сведем в таблицу.
Параметр |
Шестерня |
Колесо |
Материал |
||
Марка |
Сталь 40Х |
|
Термообработка |
Улучшение и |
Улучшение |
Средняя твердость H |
47,5 HRC |
248,5 HB |
Допустимые контактные напряжения [σ]H, Н/мм2 |
591 |
|
Допустимые напряжения изгиба |
310 |
256 |
Предельные размеры заготовок, мм |
125 |
125 |
Проектный расчет |
||
Окружной модуль зацепления mte, мм |
2,35 |
|
Внешнее конусное расстояние Re, мм |
97,92 |
|
Ширина зубчатого венца b, мм |
26 |
|
Угол делительного конуса δ, градусы |
13°52’12” |
76°7’48” |
Коэффициент смещения xn |
0 |
0 |
Число зубьев z |
20 |
81 |
Внешний диаметр |
||
Делительный de, мм |
47,03 |
190,49 |
Окружности вершин зубьев dae, мм |
50,78 |
191,41 |
Окружности впадин dfe, мм |
42,54 |
189,38 |
Средний диаметр d, мм |
40,31 |
163,25 |
Проверочный расчет |
||
Контактные напряжения σH, Н/мм2 |
579 |
|
Отклонение от допускаемых, % |
2,2 |
|
Напряжения изгиба σF, Н/мм2 |
165 |
162 |
Отклонение от допускаемых, % |
47 |
36 |
3. Расчет открытой передачи
Параметр |
Обозначение |
Значение |
|
текущее |
общее |
||
Передаточное число |
u |
uОП |
4,24 |
Быстроходный вал |
|||
Число оборотов, об/мин |
n1 |
n2 |
180 |
Частота вращения, с-1 |
ω1 |
ω2 |
18,8 |
Крутящий момент, Н∙м |
T1 |
T2 |
196 |
Тихоходный вал |
|||
Число оборотов, об/мин |
n2 |
n3 |
42,5 |
Частота вращения, с-1 |
ω2 |
ω3 |
4,45 |
Крутящий момент, Н∙м |
T2 |
T3 |
772 |
Основным критерием для подбора материала открытой передачи в данном расчете является получение достаточно большого межосевого расстояния. Это необходимо для упрощения взаиморасположения выходного вала с опорами и корпуса редуктора, а так же удобство подхода к ним.
В качестве базового материала выбираем Сталь 45. При этом для
заготовок используются следующие виды термообработки:
для заготовки шестерни – улучшение;
для заготовки колеса – нормализация.
При этом получим следующие характеристики.
Заготовка шестерни:
Средняя твердость – H1ср = 248,5 HB;
Предельные размеры заготовки – Dпред1 = 125 мм;
Допустимые напряжения – контакта:
[σ]H01 = 1,8 ∙ H1ср + 67;
[σ]H01 = 1,8 ∙ 248,5 + 67 = 514 Н/мм2.
Изгиба:
[σ]F1 = 1,03 ∙ H1ср
[σ]F1 = 1,03 ∙ 248,5 = 256 Н/мм2
Заготовка колеса:
Средняя твердость – H2ср = 193 HB;
Предельные размеры заготовки – неограниченны;
Допустимые напряжения – контакта:
[σ]H02 = 1,8 ∙ H2ср + 67;
[σ]H02 = 1,8 ∙ 193 + 67 = 414 Н/мм2.
Изгиба:
[σ]F02 = 1,03 ∙ H2ср;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.