Расчет и проектирование редуктора общего назначения, страница 3

Таким образом, условие пригодности заготовок выполняется.

Определим рабочие напряжения в зацеплении. Отличие между расчетными и допустимыми напряжениями должно лежать в пределах –10% ÷ +5% для обеспечения рентабельности установки.

,

где   Ft               –  окружная сила в зацеплении, Н

Ft = 2∙T2 ∙ 103 / d2,

Ft = 2 ∙ 196∙ 103 / 163,25 = 2,4∙103 Н;

        K = 1      –  коэффициент, учитывающий распределения нагрузки между зубьями колес с круговым зубом;

K = 1,1           –  коэффициент распределения нагрузки для колес с круговым зубом;

        KHv = 1,02 –  коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес

v = ω2d2 / (2∙103),

v = 18,8 с-1 ∙ 163,25 / (2∙103) = 1,54 м/с;

         = 1,5   –  коэффициент вида конической передачи для колес с круговым зубом при твердости шестерни ≥45HRC и колеса ≤350HB.

Таким образом

Определим относительное расхождение между допустимыми и расчетными напряжениями:

!Ошибка в формуле;

!Ошибка в формуле.

Недогрузка передачи составляет 2,2%.

Проверим напряжения изгиба зубьев колеса и шестерни.

;

σF1 = σF2YF1 / YF2 ≤ [σ]F1.

Здесь     K = 1         –   коэффициент распределения нагрузки между зубьями;

              K = 1,08    –   коэффициент распределения нагрузки по ширине венца;

              KFv = 1,06    –   коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес;

               = 1         –   коэффициент вида конических колес;

              Yβ = 1          –   коэффициент, учитывающий наклон зуба;

YF1 = 3,658                –   коэффициент формы зуба шестерни, определяющийся в зависимости от величины смещения инструмента и эквивалентного числа зубьев zv1

zv1 = z1 / (cos δ1 ∙ cos3 β),

zv1 = 20 / (cos 13°52’12” ∙ cos3 35°) = 37

              YF2 = 3,6      –   коэффициент формы зуба колеса, определяющийся в зависимости от величины смещения инструмента и эквивалентного числа зубьев zv2

zv2 = z2 / (cos δ2 ∙ cos3 β),

zv2 = 81 / (cos 76°7’48” ∙ cos3 35°) = 615

Таким образом

σ F1 = 162  ∙ 3,658 / 3,6 = 165 Н/мм2 < 310 Н/мм2

В результате расчета получилось, что рабочие напряжения изгиба много меньше допустимых напряжений (ΔσF1 = 47%; ΔσF2 = 36%), то есть нагрузочная способность передачи ограничивается контактной прочностью.

Результаты всех расчетов сведем в таблицу.

Параметр

Шестерня

Колесо

Материал

     Марка

Сталь 40Х

     Термообработка

Улучшение и
закалка ТВЧ

Улучшение

     Средняя твердость H

47,5 HRC

248,5 HB

     Допустимые контактные напряжения [σ]H, Н/мм2

591

     Допустимые напряжения изгиба
[σ]F, Н/мм2

310

256

     Предельные размеры заготовок, мм

125

125

Проектный расчет

     Окружной модуль зацепления mte, мм

2,35

     Внешнее конусное расстояние Re, мм

97,92

     Ширина зубчатого венца b, мм

26

     Угол делительного конуса δ, градусы

13°52’12”

76°7’48”

     Коэффициент смещения xn

0

0

     Число зубьев z

20

81

     Внешний диаметр

            Делительный de, мм

47,03

190,49

            Окружности вершин зубьев dae, мм

50,78

191,41

            Окружности впадин dfe, мм

42,54

189,38

     Средний диаметр d, мм

40,31

163,25

Проверочный расчет

     Контактные напряжения σH, Н/мм2

579

            Отклонение от допускаемых, %

2,2

     Напряжения изгиба σF, Н/мм2

165

162

            Отклонение от допускаемых, %

47

36

3. Расчет открытой передачи

Параметр

Обозначение

Значение

текущее

общее

Передаточное число

u

uОП

4,24

Быстроходный вал

Число оборотов, об/мин

n1

n2

180

Частота вращения, с-1

ω1

ω2

18,8

Крутящий момент, Н∙м

T1

T2

196

Тихоходный вал

Число оборотов, об/мин

n2

n3

42,5

Частота вращения, с-1

ω2

ω3

4,45

Крутящий момент, Н∙м

T2

T3

772

3.1. Подбор материала и назначение термообработки

Основным критерием для подбора материала открытой передачи в данном расчете является получение достаточно большого межосевого расстояния. Это необходимо для упрощения взаиморасположения выходного вала с опорами и корпуса редуктора, а так же удобство подхода к ним.

В качестве базового материала выбираем Сталь 45. При этом для заготовок используются следующие виды термообработки:
для заготовки шестерни – улучшение;
для заготовки колеса – нормализация.

При этом получим следующие характеристики.

Заготовка шестерни:

Средняя твердость – H1ср = 248,5 HB;

Предельные размеры заготовки – Dпред1 = 125 мм;

Допустимые напряжения – контакта:

[σ]H01 = 1,8 ∙ H1ср + 67;

[σ]H01 = 1,8 ∙ 248,5 + 67 = 514 Н/мм2.

Изгиба:

[σ]F1 = 1,03 ∙ H1ср

[σ]F1 = 1,03 ∙ 248,5 = 256 Н/мм2

Заготовка колеса:

Средняя твердость – H2ср = 193 HB;

Предельные размеры заготовки – неограниченны;

Допустимые напряжения – контакта:

[σ]H02 = 1,8 ∙ H2ср + 67;

[σ]H02 = 1,8 ∙ 193 + 67 = 414 Н/мм2.

Изгиба:

[σ]F02 = 1,03 ∙ H2ср;