Расчет и проектирование редуктора общего назначения, страница 2

N = 573 ∙ ωLh,

для шестерни:

N1 = 573 ∙ ω1Lh; N1 = 573 ∙ 75,4 с-1 ∙ 10 000 ч = 4,3∙108;

для колеса;

N2 = 573 ∙ ω2Lh; N1 = 573 ∙ 18,8 с-1 ∙ 10 000 ч = 1,1∙108

Значения NH01 и NH02 определяем в зависимости от средней твердости поверхности шестерни и колеса линейной интерполяцией по известным значениям на границах интервалов, включающих реальные значения HB1ср (HRC1ср) и HB2ср:

Здесь  и, соответственно, а Ni и Ni+1 – количество циклов, соответствующих средним твердостям Hi; Hi+1.

Для шестерни:

.

Для колеса:

Так как N1 > NH01 и N2 > NH02, то коэффициенты долговечности для шестерни и колеса будут равны:

KHL1 = 1; KHL2 = 1.

Таким образом

[σ]H1 = 1 ∙ 835 = 835 Н/мм2;

[σ]H2 = 1 ∙ 514 = 514 Н/мм2.

И значит, что расчетное допустимое контактное напряжение будет равно

[σ]H = 0,45(835 + 514) = 607 Н/мм2,

но полученное значение превышает наименьшее допустимое контактное напряжение (колеса) более чем в 1,15 раза, поэтому принимаем:

[σ]H = 1,15 ∙ [σ]H2;

[σ]H = 1,15 ∙ 514 = 591 Н/мм2.

2.3. Определение допустимых напряжений изгиба

Допускаемые напряжения изгиба определяются аналогично допускаемым контактным напряжениям. Пересчет предельных свойств материала осуществляется по коэффициенту долговечности:

[σ]F1 = KFL1 ∙ [σ]F01; [σ]F2 = KFL2 ∙ [σ]F02,

где

.

Здесь NF0 – число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости; N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы.

По статистике: NF01 = NF02 = 4∙106; N1 = 4,3∙108, N2 = 1,1∙108 (см. предыдущий раздел). Так как N1 > NF01 и N2 > NF02, то коэффициенты долговечности для шестерни и колеса будут равны:

KFL1 = 1; KFL2 = 1.

Таким образом

[σ]F1 = 1 ∙ 310 = 310 Н/мм2;

[σ]F2 = 1 ∙ 296 = 296 Н/мм2.

Расчет ведем по минимальному напряжению, следовательно:

[σ]F = 296 Н/мм2

2.4.    Определение основных геометрических
параметров передачи

Главным проектным параметром конической зубчатой передачи является внешний делительный диаметр колеса de2. Оценочное значение можно определить по статистике, в зависимости от массы редуктора. Масса в первом приближении определится по формуле

m = γ ∙ T2,

где γ = 0,1÷0,2 кг/(Н∙м) – удельный вес редуктора. Тогда, принимая
γ = 0,2 кг/(Н∙м), масса редуктора будет равна

m = 0,2 ∙ 196 Н∙м = 39 кг.

Поэтому ориентировочное значение внешнего делительного диаметра колеса

de2 ≈ 200 мм

Уточненное значение определяется по следующей формуле:

,

где   K = 1,1   –  коэффициент распределения нагрузки для колес с круговым зубом;

         = 1,5   –  коэффициент вида конической передачи для колес с круговым зубом при твердости шестерни ≥45HRC и колеса ≤350HB.

Таким образом

.

Полученное значение необходимо округлить до ближайшего значения из нормального ряда линейных размеров. Поэтому принимаем

de2 = 190 мм

(меньшее значение выбираем для обеспечения более высокой экономичности).

Углы делительных конусов шестерни (δ1) и колеса (δ2) определяются следующими соотношениями:

δ2 = arctg u; δ1 = 90° – δ2.

δ2 = arctg 4 = 75°57’45”;

δ1 = 90° – 75°57’45” = 14°2’15”.

Определим внешнее конусное расстояние Re по формуле:

;

.

Зная значение Re, можно определить ширину зубчатого венца шестерни и колеса:

b = ψRRe,

где   ψR = 0,285 –  коэффициент ширины венца.

b = 0,285 ∙ 97,92 = 27,91 мм.

Округляем полученное значение до целого по ряду Ra40: b = 26 мм

Внешний окружной модуль зацепления определяется по формуле:

,

где   K = 1,08  –  коэффициент распределения нагрузки по ширине венца для прирабатывающихся колес с круговым зубом;

         = 1       –  коэффициент вида конических колес.

Таким образом

Определим число зубьев колеса и шестерни по формулам

!Ошибка в формуле; !Ошибка в формуле.

z2 = 190 / 2,35 = 80,85 ≈ 81;

z1 = 81 / 4 = 20,25 ≈ 20.

В связи с округлением изменилось передаточное отношение. Необходимо его уточнение при условии, что это изменении составляет менее 4% расчетного:

uф= z2 / z1; uф= 81 / 20 = 4,05;

!Ошибка в формуле;

!Ошибка в формуле

Так как мы определили фактическое передаточное отношение, то необходимо определить действительные углы делительных конусов колеса и шестерни:

δ2 = arctg uф; δ1 = 90° – δ2.

δ2 = arctg 4,05 = 76°7’48”;

δ1 = 90° – 75°57’45” = 13°52’12”.

Для определения внешних диаметров колеса и шестерни необходимо назначить коэффициенты смещения режущего инструмента. Так как разность средних твердостей поверхности шестерни и колеса

H1ср – H2ср = 457– 248,5 = 208,5 HB

больше 100, то смещение инструмента не требуется, то есть

xn1 = xn2 = 0

Определим внешние диаметры шестерни и колеса.

Делительные диаметры:

de1 = mtez1; de2 = mtez2.

de1 = 2,35 ∙ 20 = 47,03 мм;

de2 = 2,35 ∙ 81 = 190,49 мм.

Диаметры вершин:

dae1 = de1 + 1,64∙(1 + xn1)∙mte ∙ cos δ1;

dae2 = de2 + 1,64∙(1 – xn1)∙mte ∙ cos δ2.

dae1 = 47,03 + 1,64∙(1 + 0)∙2,35 ∙ cos 13°52’12” = 50,78 мм;

dae2 = 190,49 + 1,64∙(1 – 0)∙2,35 ∙ cos 76°7’48” = 191,41 мм.

Диаметры впадин:

dfe1 = de1 – 1,64∙(1,2 – xn1)∙mte ∙ cos δ1;

dfe2 = de2 – 1,64∙(1,2 + xn1)∙mte ∙ cos δ2.

dfe1 = 47,03– 1,64∙(1,2 – 0)∙2,35 ∙ cos 13°52’12” = 42,54 мм;

dfe2 = 190,49– 1,64∙(1,2 + 0)∙2,35 ∙ cos 76°7’48” = 189,38 мм.

Средние делительные диаметры:

d1 = 0,857∙de1; d2 = 0,857∙ de2.

d1 = 0,857 ∙ 47,03 = 40,31 мм;

d2 = 0,857 ∙ 190,49 = 163,25 мм

2.5. Проверочный расчет

Для гарантии качественного изготовления шестерни и колеса необходимо, чтобы размеры заготовок колес не превышали предельных значений для выбранных материалов:

Dзаг1Dпред1; Sзаг2Sпред2.

Здесь     Dзаг1   –  диаметр заготовки шестерни

Dзаг1 = dae1 + 2∙mte + 6 мм;

Dзаг1 = 50,78 + 2 ∙ 2,35 + 6 = 62 мм < 125 мм;

              Sзаг2    –  размер заготовки

Sзаг2 = 8 ∙ mte;

Sзаг2 = 8 ∙ 2,35= 17 мм < 125 мм;