N = 573 ∙ ω ∙ Lh,
для шестерни:
N1 = 573 ∙ ω1 ∙ Lh; N1 = 573 ∙ 75,4 с-1 ∙ 10 000 ч = 4,3∙108;
для колеса;
N2 = 573 ∙ ω2 ∙ Lh; N1 = 573 ∙ 18,8 с-1 ∙ 10 000 ч = 1,1∙108
Значения NH01 и NH02 определяем в зависимости от средней твердости поверхности шестерни и колеса линейной интерполяцией по известным значениям на границах интервалов, включающих реальные значения HB1ср (HRC1ср) и HB2ср:
Здесь и, соответственно, а Ni и Ni+1 – количество циклов, соответствующих средним твердостям Hi; Hi+1.
Для шестерни:
.
Для колеса:
Так как N1 > NH01 и N2 > NH02, то коэффициенты долговечности для шестерни и колеса будут равны:
KHL1 = 1; KHL2 = 1.
Таким образом
[σ]H1 = 1 ∙ 835 = 835 Н/мм2;
[σ]H2 = 1 ∙ 514 = 514 Н/мм2.
И значит, что расчетное допустимое контактное напряжение будет равно
[σ]H = 0,45(835 + 514) = 607 Н/мм2,
но полученное значение превышает наименьшее допустимое контактное напряжение (колеса) более чем в 1,15 раза, поэтому принимаем:
[σ]H = 1,15 ∙ [σ]H2;
[σ]H = 1,15 ∙ 514 = 591 Н/мм2.
Допускаемые напряжения изгиба определяются аналогично допускаемым контактным напряжениям. Пересчет предельных свойств материала осуществляется по коэффициенту долговечности:
[σ]F1 = KFL1 ∙ [σ]F01; [σ]F2 = KFL2 ∙ [σ]F02,
где
.
Здесь NF0 – число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости; N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы.
По статистике: NF01 = NF02 = 4∙106; N1 = 4,3∙108, N2 = 1,1∙108 (см. предыдущий раздел). Так как N1 > NF01 и N2 > NF02, то коэффициенты долговечности для шестерни и колеса будут равны:
KFL1 = 1; KFL2 = 1.
Таким образом
[σ]F1 = 1 ∙ 310 = 310 Н/мм2;
[σ]F2 = 1 ∙ 296 = 296 Н/мм2.
Расчет ведем по минимальному напряжению, следовательно:
[σ]F = 296 Н/мм2
Главным проектным параметром конической зубчатой передачи является внешний делительный диаметр колеса de2. Оценочное значение можно определить по статистике, в зависимости от массы редуктора. Масса в первом приближении определится по формуле
m = γ ∙ T2,
где γ =
0,1÷0,2 кг/(Н∙м) – удельный вес редуктора. Тогда, принимая
γ = 0,2 кг/(Н∙м), масса редуктора
будет равна
m = 0,2 ∙ 196 Н∙м = 39 кг.
Поэтому ориентировочное значение внешнего делительного диаметра колеса
de2 ≈ 200 мм
Уточненное значение определяется по следующей формуле:
,
где KHβ = 1,1 – коэффициент распределения нагрузки для колес с круговым зубом;
= 1,5 – коэффициент вида конической передачи для колес с круговым зубом при твердости шестерни ≥45HRC и колеса ≤350HB.
Таким образом
.
Полученное значение необходимо округлить до ближайшего значения из нормального ряда линейных размеров. Поэтому принимаем
de2 = 190 мм
(меньшее значение выбираем для обеспечения более высокой экономичности).
Углы делительных конусов шестерни (δ1) и колеса (δ2) определяются следующими соотношениями:
δ2 = arctg u; δ1 = 90° – δ2.
δ2 = arctg 4 = 75°57’45”;
δ1 = 90° – 75°57’45” = 14°2’15”.
Определим внешнее конусное расстояние Re по формуле:
;
.
Зная значение Re, можно определить ширину зубчатого венца шестерни и колеса:
b = ψR ∙ Re,
где ψR = 0,285 – коэффициент ширины венца.
b = 0,285 ∙ 97,92 = 27,91 мм.
Округляем полученное значение до целого по ряду Ra40: b = 26 мм
Внешний окружной модуль зацепления определяется по формуле:
,
где KFβ = 1,08 – коэффициент распределения нагрузки по ширине венца для прирабатывающихся колес с круговым зубом;
= 1 – коэффициент вида конических колес.
Таким образом
Определим число зубьев колеса и шестерни по формулам
!Ошибка в формуле; !Ошибка в формуле.
z2 = 190 / 2,35 = 80,85 ≈ 81;
z1 = 81 / 4 = 20,25 ≈ 20.
В связи с округлением изменилось передаточное отношение. Необходимо его уточнение при условии, что это изменении составляет менее 4% расчетного:
uф= z2 / z1; uф= 81 / 20 = 4,05;
!Ошибка в формуле;
!Ошибка в формуле
Так как мы определили фактическое передаточное отношение, то необходимо определить действительные углы делительных конусов колеса и шестерни:
δ2 = arctg uф; δ1 = 90° – δ2.
δ2 = arctg 4,05 = 76°7’48”;
δ1 = 90° – 75°57’45” = 13°52’12”.
Для определения внешних диаметров колеса и шестерни необходимо назначить коэффициенты смещения режущего инструмента. Так как разность средних твердостей поверхности шестерни и колеса
H1ср – H2ср = 457– 248,5 = 208,5 HB
больше 100, то смещение инструмента не требуется, то есть
xn1 = xn2 = 0
Определим внешние диаметры шестерни и колеса.
Делительные диаметры:
de1 = mte ∙ z1; de2 = mte ∙ z2.
de1 = 2,35 ∙ 20 = 47,03 мм;
de2 = 2,35 ∙ 81 = 190,49 мм.
Диаметры вершин:
dae1 = de1 + 1,64∙(1 + xn1)∙mte ∙ cos δ1;
dae2 = de2 + 1,64∙(1 – xn1)∙mte ∙ cos δ2.
dae1 = 47,03 + 1,64∙(1 + 0)∙2,35 ∙ cos 13°52’12” = 50,78 мм;
dae2 = 190,49 + 1,64∙(1 – 0)∙2,35 ∙ cos 76°7’48” = 191,41 мм.
Диаметры впадин:
dfe1 = de1 – 1,64∙(1,2 – xn1)∙mte ∙ cos δ1;
dfe2 = de2 – 1,64∙(1,2 + xn1)∙mte ∙ cos δ2.
dfe1 = 47,03– 1,64∙(1,2 – 0)∙2,35 ∙ cos 13°52’12” = 42,54 мм;
dfe2 = 190,49– 1,64∙(1,2 + 0)∙2,35 ∙ cos 76°7’48” = 189,38 мм.
Средние делительные диаметры:
d1 = 0,857∙de1; d2 = 0,857∙ de2.
d1 = 0,857 ∙ 47,03 = 40,31 мм;
d2 = 0,857 ∙ 190,49 = 163,25 мм
Для гарантии качественного изготовления шестерни и колеса необходимо, чтобы размеры заготовок колес не превышали предельных значений для выбранных материалов:
Dзаг1 ≤ Dпред1; Sзаг2 ≤ Sпред2.
Здесь Dзаг1 – диаметр заготовки шестерни
Dзаг1 = dae1 + 2∙mte + 6 мм;
Dзаг1 = 50,78 + 2 ∙ 2,35 + 6 = 62 мм < 125 мм;
Sзаг2 – размер заготовки
Sзаг2 = 8 ∙ mte;
Sзаг2 = 8 ∙ 2,35= 17 мм < 125 мм;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.