Расчет и проектирование редуктора общего назначения, страница 5

Проверим напряжения изгиба зубьев колеса и шестерни.

;

σF1 = σF2YF1 / YF2 ≤ [σ]F1.

Здесь     K = 1         –   коэффициент распределения нагрузки между зубьями;

              K = 1         –   коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине зуба;

              KFv = 1,13    –   коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес;

              Yβ = 1          –   коэффициент, учитывающий наклон зуба;

              YF1 = 3,74    –   коэффициент формы зуба шестерни, определяющийся в зависимости от величины смещения инструмента и эквивалентного числа зубьев zv1

zv1 = z1 / cos3 β,

zv1 = 36 / cos3 0° = 36

              YF2 = 3,613  –   коэффициент формы зуба колеса, определяющийся в зависимости от эквивалентного числа зубьев zv2

zv2 = z2 / cos3 β,

zv2 = 151 / cos3 0° = 151

Таким образом

σF1 = 92,8 ∙ 3,74 / 3,613 = 96 Н/мм2 < 256 Н/мм2

В результате расчета получилось, что рабочие напряжения изгиба много меньше допустимых напряжений (ΔσF1 = 62,5%; ΔσF2 = 53,6%), то есть нагрузочная способность передачи ограничивается контактной прочностью.

Результаты всех расчетов сведем в таблицу.

Параметр

Шестерня

Колесо

Материал

     Марка

Сталь 45

     Термообработка

Улучшение

Нормализация

     Средняя твердость H

248,5 HB

193 HB

     Допустимые контактные напряжения [σ]H, Н/мм2

414

     Допустимые напряжения изгиба
[σ]F, Н/мм2

256

200

     Предельные размеры заготовок, мм

125

Проектный расчет

     Межосевое расстояние aw, мм

280

     Модуль зацепления m, мм

3

     Ширина зубчатого венца b, мм

54

50

     Коэффициент смещения x

0

0

     Число зубьев z

36

151

     Диаметры

            Делительный d, мм

108

453

            Окружности вершин зубьев da, мм

114

459

            Окружности впадин df, мм

100,5

445,5

Проверочный расчет

     Контактные напряжения σH, Н/мм2

417

            Отклонение от допускаемых, %

0,72

     Напряжения изгиба σF, Н/мм2

96

92,8

            Отклонение от допускаемых, %

62,5

53,6

4. Проектный расчет валов редуктора

Основными критериями работоспособности проектируемых редукторных валов являются прочность и выносливость при одновременной работе на кручение, изгиб и растяжение/сжатие. В качестве основного материала для валов примем улучшенную Сталь 40Х со следующими механическими характеристиками:

Вал

σВ, Н/мм2

σТ, Н/мм2

σ-1, Н/мм2

[τ], Н/мм2

τ Т, Н/мм2

τ -1, Н/мм2

Коэффициент ψτ

Б

900

750

410

10

450

240

0,1

Т

900

750

410

17

450

240

0,1

4.1. Выбор муфты

В этом проекте используется упругая муфта со звездочкой для соединения валов двигателя и быстроходного вала закрытой передачи.

Муфта выбирается по большему диаметру концов соединяемых валов и расчетному моменту  Tp, который должен быть в пределах номинального:

Tp = KpT0T,

где       Kp = 1,5 –  коэффициент режима нагрузки.

Таким образом

Tp = 1,5 ∙ 53 = 79,5 Н∙м

Диаметр вала электродвигателя 4AM132S8У3 d1 = 38 мм.

Диаметр быстроходного вала закрытой передачи ориентировочно можно определить по формуле

!Ошибка в формуле,

!Ошибка в формуле

Начальным параметрам отвечает полно упругая муфта со звездочкой
125-38-2-32-2-У3 ГОСТ 14084-76, обладающая следующими характеристиками:

– максимальное радиальное смещение Δr = 0,4 мм;
– максимальное угловое смещение Δγ = 1°;
– радиальная жесткость муфты CΔr = 1220 Н/мм

4.2. Определение геометрических параметров ступеней валов

Редукторный вал представляет собой ступенчатое цилиндрическое тело, количество и размеры ступеней которого зависят от количества и размеров, установленных на вал деталей. Проектный расчет ставит целью определить ориентировочно геометрические размеры каждой ступени: ее диаметр d и длину l.

Все размеры округляем до стандартных значений.

Сначала определим геометрические размеры вала под шестерню коническую.

Ступень

d, мм

l, мм

Примечания

под полумуфту

32

58

Диаметр и длина входной ступени определяется выбранной ранее муфтой

под уплотнение крышки

37

22

l ≈0,6d

под подшипник

40

20

Длина ступени равна максимально ширине подшипника

под упорное кольцо

40

7

кольцо пружинное упорное
ГОСТ 13942-86

под шестерню

42

30

Общая длина вала – 185 мм.

Геометрические размеры вала под коническое колесо

Ступень

d, мм

l, мм

Примечания

под шестерню открытой передачи

40

54

!Ошибка в формуле, где [τ] = 17 Н/мм2;

под уплотнение крышки

45

49

l ≈0,6d

под подшипник

45

21

Длина ступени равна максимально ширине подшипника

под колесо

48

57

Длина определяется конструктивно

Общая длина вала – 218 мм.