Проверим напряжения изгиба зубьев колеса и шестерни.
;
σF1 = σF2 ∙ YF1 / YF2 ≤ [σ]F1.
Здесь KFα = 1 – коэффициент распределения нагрузки между зубьями;
KFβ = 1 – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине зуба;
KFv = 1,13 – коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес;
Yβ = 1 – коэффициент, учитывающий наклон зуба;
YF1 = 3,74 – коэффициент формы зуба шестерни, определяющийся в зависимости от величины смещения инструмента и эквивалентного числа зубьев zv1
zv1 = z1 / cos3 β,
zv1 = 36 / cos3 0° = 36
YF2 = 3,613 – коэффициент формы зуба колеса, определяющийся в зависимости от эквивалентного числа зубьев zv2
zv2 = z2 / cos3 β,
zv2 = 151 / cos3 0° = 151
Таким образом
σF1 = 92,8 ∙ 3,74 / 3,613 = 96 Н/мм2 < 256 Н/мм2
В результате расчета получилось, что рабочие напряжения изгиба много меньше допустимых напряжений (ΔσF1 = 62,5%; ΔσF2 = 53,6%), то есть нагрузочная способность передачи ограничивается контактной прочностью.
Результаты всех расчетов сведем в таблицу.
Параметр |
Шестерня |
Колесо |
Материал |
||
Марка |
Сталь 45 |
|
Термообработка |
Улучшение |
Нормализация |
Средняя твердость H |
248,5 HB |
193 HB |
Допустимые контактные напряжения [σ]H, Н/мм2 |
414 |
|
Допустимые
напряжения изгиба |
256 |
200 |
Предельные размеры заготовок, мм |
125 |
– |
Проектный расчет |
||
Межосевое расстояние aw, мм |
280 |
|
Модуль зацепления m, мм |
3 |
|
Ширина зубчатого венца b, мм |
54 |
50 |
Коэффициент смещения x |
0 |
0 |
Число зубьев z |
36 |
151 |
Диаметры |
||
Делительный d, мм |
108 |
453 |
Окружности вершин зубьев da, мм |
114 |
459 |
Окружности впадин df, мм |
100,5 |
445,5 |
Проверочный расчет |
||
Контактные напряжения σH, Н/мм2 |
417 |
|
Отклонение от допускаемых, % |
0,72 |
|
Напряжения изгиба σF, Н/мм2 |
96 |
92,8 |
Отклонение от допускаемых, % |
62,5 |
53,6 |
4. Проектный расчет валов редуктора
Основными критериями работоспособности проектируемых редукторных валов являются прочность и выносливость при одновременной работе на кручение, изгиб и растяжение/сжатие. В качестве основного материала для валов примем улучшенную Сталь 40Х со следующими механическими характеристиками:
Вал |
σВ, Н/мм2 |
σТ, Н/мм2 |
σ-1, Н/мм2 |
[τ], Н/мм2 |
τ Т, Н/мм2 |
τ -1, Н/мм2 |
Коэффициент ψτ |
Б |
900 |
750 |
410 |
10 |
450 |
240 |
0,1 |
Т |
900 |
750 |
410 |
17 |
450 |
240 |
0,1 |
В этом проекте используется упругая муфта со звездочкой для соединения валов двигателя и быстроходного вала закрытой передачи.
Муфта выбирается по большему диаметру концов соединяемых валов и расчетному моменту Tp, который должен быть в пределах номинального:
Tp = Kp ∙ T0 ≤ T,
где Kp = 1,5 – коэффициент режима нагрузки.
Таким образом
Tp = 1,5 ∙ 53 = 79,5 Н∙м
Диаметр вала электродвигателя 4AM132S8У3 d1 = 38 мм.
Диаметр быстроходного вала закрытой передачи ориентировочно можно определить по формуле
!Ошибка в формуле,
!Ошибка в формуле
Начальным параметрам отвечает полно
упругая муфта со звездочкой
125-38-2-32-2-У3 ГОСТ 14084-76, обладающая следующими характеристиками:
– максимальное радиальное
смещение Δr = 0,4 мм;
– максимальное угловое смещение Δγ = 1°;
– радиальная жесткость муфты CΔr =
1220 Н/мм
Редукторный вал представляет собой ступенчатое цилиндрическое тело, количество и размеры ступеней которого зависят от количества и размеров, установленных на вал деталей. Проектный расчет ставит целью определить ориентировочно геометрические размеры каждой ступени: ее диаметр d и длину l.
Все размеры округляем до стандартных значений.
Сначала определим геометрические размеры вала под шестерню коническую.
Ступень |
d, мм |
l, мм |
Примечания |
под полумуфту |
32 |
58 |
Диаметр и длина входной ступени определяется выбранной ранее муфтой |
под уплотнение крышки |
37 |
22 |
l ≈0,6∙d |
под подшипник |
40 |
20 |
Длина ступени равна максимально ширине подшипника |
под упорное кольцо |
40 |
7 |
кольцо пружинное упорное |
под шестерню |
42 |
30 |
Общая длина вала – 185 мм.
Геометрические размеры вала под коническое колесо
Ступень |
d, мм |
l, мм |
Примечания |
под шестерню открытой передачи |
40 |
54 |
!Ошибка в формуле, где [τ] = 17 Н/мм2; |
под уплотнение крышки |
45 |
49 |
l ≈0,6∙d |
под подшипник |
45 |
21 |
Длина ступени равна максимально ширине подшипника |
под колесо |
48 |
57 |
Длина определяется конструктивно |
Общая длина вала – 218 мм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.