Расчет и проектирование редуктора общего назначения, страница 4

[σ]F02 = 1,03 ∙ 193 = 200 Н/мм2.

3.2. Определение допустимых контактных напряжений

Зубчатые передачи при разности средних твердостей HB1ср – HB2ср ≈ 20÷50 и твердости зубьев колеса и шестерни меньше 350 единиц твердости по Бреннелю рассчитываются по меньшему допускаемому напряжению:

!Ошибка в формуле.

Здесь [σ]H1 и [σ]H2 – допустимые контактные напряжения шестерни и колеса, соответственно. Их значения можно найти по следующим зависимостям:

[σ]H1 = KHL1 ∙ [σ]H01; [σ]H2 = KHL2 ∙ [σ]H02

В этих выражениях KHL – коэффициент долговечности.

,

где NH0 – число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости; N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы.

N = 573 ∙ ωLh,

для шестерни:

N1 = 573 ∙ ω1Lh; N1 = 573 ∙ 18,8 с-1 ∙ 10 000 ч = 11∙107;

для колеса;

N2 = 573 ∙ ω2Lh; N1 = 573 ∙ 4,45 с-1 ∙ 10 000 ч = 2,5∙108

Значения NH01 и NH02 определяем в зависимости от средней твердости поверхности шестерни и колеса линейной интерполяцией по известным значениям на границах интервалов, включающих реальные значения HB1ср (HRC1ср) и HB2ср:

Для шестерни: NH01 = 16,3∙106

Для колеса: NH02 = 9,1∙106

Так как N1 > NH01 и N2 > NH02, то коэффициенты долговечности для шестерни и колеса будут равны:

KHL1 = 1; KHL2 = 1.

Таким образом

[σ]H1 = 1 ∙ 514 = 514 Н/мм2;

[σ]H2 = 1 ∙ 414 = 414 Н/мм2.

И значит, что расчетное допустимое контактное напряжение будет равно

!Ошибка в формуле.

3.3. Определение допустимых напряжений изгиба

Допускаемые напряжения изгиба определяются аналогично допускаемым контактным напряжениям. Пересчет предельных свойств материала осуществляется по коэффициенту долговечности:

[σ]F1 = KFL1 ∙ [σ]F01; [σ]F2 = KFL2 ∙ [σ]F02,

где

.

Здесь NF0 – число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости; N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы.

По статистике: NF01 = NF02 = 4∙106; N1 = 11∙107, N2 = 2,5∙107 (см. предыдущий раздел). Так как N1 > NF01 и N2 > NF02, то коэффициенты долговечности для шестерни и колеса будут равны:

KFL1 = 1; KFL2 = 1.

Таким образом

[σ]F1 = 1 ∙ 256 = 256 Н/мм2;

[σ]F2 = 1 ∙ 200 = 200 Н/мм2.

Расчет ведем по минимальному напряжению, следовательно:

[σ]F = 200 Н/мм2

3.4.    Определение основных геометрических
параметров передачи

Главным проектным параметром конической зубчатой передачи является межосевое расстояние aw. Его значение можно определить следующей формулой:

,

где   Ka = 49,5   –  вспомогательный коэффициент;

K = 1              –  коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба;

        ψa = 0,2     –  коэффициент ширины венца колеса.

Таким образом

.

Полученное значение необходимо округлить до ближайшего значения из нормального ряда линейных размеров. Поэтому принимаем

aw = 280 мм.

Модуль зацепления определим по формуле:

,

где   Km = 6,8     –  вспомогательный коэффициент;

        !Ошибка в формуле –  делительный диаметр колеса:

;

        b2 = ψaaw  –  ширина венца колеса:

b2 = 0,2 ∙ 280 = 56 мм

                              принимаем b2 = 50 мм.

Таким образом

Определим число зубьев колеса и шестерни через суммарное число зубьев

!Ошибка в формуле

!Ошибка в формуле; !Ошибка в формуле.

zΣ = 2 · 280 / 3 = 186,67 ≈ 187

z1 = 187 / (1 + 4,24) = 35,69 ≈ 36;

z2 = 187 – 36 = 151.

В связи с округлением изменилось передаточное отношение. Необходимо его уточнение при условии, что это изменении составляет менее 4% расчетного:

uф= z2 / z1; uф= 151 / 36 = 4,19;

!Ошибка в формуле;

!Ошибка в формуле

В связи с тем, что фактическое передаточное отношение отличается от расчетного, определим фактическое межосевое расстояние:

aw = zΣ · m / 2; aw = 187 · 3 / 2= 280,5 мм

Определим основные геометрические параметры передачи. При этом будем считать, что смещение инструмента не требуется, то есть

x1 = x2 = 0

Делительные диаметры:

d1 = mz1; de2 = mz2.

d1 = 3 ∙ 36 = 108 мм;

d2 = 3 ∙ 151 = 453 мм.

Диаметры вершин:

da1 = d1 + 2∙m; da2 = d2 + 2∙m.

da1 = 108 + 2 ∙ 3 = 114 мм;

da2 = 453 + 2 ∙ 3 = 457 мм.

Диаметры впадин:

df1 = d1 – 2,5∙m; df2 = d2 – 2,5∙m.

df1 = 108 – 2,5 ∙ 3 = 100,5 мм;

df2 = 453 – 2,5 ∙ 3 = 445,5 мм.

Ширина венцов:

b2 = ψaaw; b1 = b2 + 4 мм;

b2 =  50 мм;

b1 = 50 + 4 = 54 мм;

3.5. Проверочный расчет

Проверим межосевое расстояние aw = (d1 + d2) / 2;

aw = (108 + 453) / 2 = 280,5  мм.

Для гарантии качественного изготовления шестерни и колеса необходимо, чтобы размеры заготовок колес не превышали предельных значений для выбранных материалов:

Dзаг1Dпред1; Sзаг2Sпред2.

Здесь     Dзаг1   –  диаметр заготовки шестерни

Dзаг1 = da1 + 6 мм;

Dзаг1 = 114 + 6 = 120 мм < 125 мм;

              Sзаг2    –  размер заготовки

!Ошибка в формуле;

!Ошибка в формуле.

Таким образом, условие пригодности заготовок выполняется.

Определим рабочие напряжения в зацеплении. Отличие между расчетными и допустимыми напряжениями должно лежать в пределах –10% ÷ +5% для обеспечения рентабельности установки Принимаем, что колеса имеют 9-ю степень точности.

,

где       K = 436  –  вспомогательный коэффициент;

            Ft           –  окружная сила в зацеплении, Н

Ft = 2∙T2 ∙ 103 / d2,

Ft = 2 ∙ 771,95 ∙ 103 / 453 = 3,41∙103 Н;

     K = 1,113   –  коэффициент, учитывающий распределения нагрузки между зубьями колес и зависящий от окружной скорости колес

v = ω2d2 / (2∙103),

v = 4,45 с-1 ∙ 453 / (2∙103) = 1,01 м/с;

       K = 1         –  коэффициент распределения нагрузки для колес с круговым зубом;

     KHv = 1,05    –  коэффициент динамической нагрузки.

Таким образом

Определим относительное расхождение между допустимыми и расчетными напряжениями:

!Ошибка в формуле;

!Ошибка в формуле.

Перегрузка передачи составляет 0,72%.