[σ]F02 = 1,03 ∙ 193 = 200 Н/мм2.
Зубчатые передачи при разности средних твердостей HB1ср – HB2ср ≈ 20÷50 и твердости зубьев колеса и шестерни меньше 350 единиц твердости по Бреннелю рассчитываются по меньшему допускаемому напряжению:
!Ошибка в формуле.
Здесь [σ]H1 и [σ]H2 – допустимые контактные напряжения шестерни и колеса, соответственно. Их значения можно найти по следующим зависимостям:
[σ]H1 = KHL1 ∙ [σ]H01; [σ]H2 = KHL2 ∙ [σ]H02
В этих выражениях KHL – коэффициент долговечности.
,
где NH0 – число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости; N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы.
N = 573 ∙ ω ∙ Lh,
для шестерни:
N1 = 573 ∙ ω1 ∙ Lh; N1 = 573 ∙ 18,8 с-1 ∙ 10 000 ч = 11∙107;
для колеса;
N2 = 573 ∙ ω2 ∙ Lh; N1 = 573 ∙ 4,45 с-1 ∙ 10 000 ч = 2,5∙108
Значения NH01 и NH02 определяем в зависимости от средней твердости поверхности шестерни и колеса линейной интерполяцией по известным значениям на границах интервалов, включающих реальные значения HB1ср (HRC1ср) и HB2ср:
Для шестерни: NH01 = 16,3∙106
Для колеса: NH02 = 9,1∙106
Так как N1 > NH01 и N2 > NH02, то коэффициенты долговечности для шестерни и колеса будут равны:
KHL1 = 1; KHL2 = 1.
Таким образом
[σ]H1 = 1 ∙ 514 = 514 Н/мм2;
[σ]H2 = 1 ∙ 414 = 414 Н/мм2.
И значит, что расчетное допустимое контактное напряжение будет равно
!Ошибка в формуле.
Допускаемые напряжения изгиба определяются аналогично допускаемым контактным напряжениям. Пересчет предельных свойств материала осуществляется по коэффициенту долговечности:
[σ]F1 = KFL1 ∙ [σ]F01; [σ]F2 = KFL2 ∙ [σ]F02,
где
.
Здесь NF0 – число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости; N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы.
По статистике: NF01 = NF02 = 4∙106; N1 = 11∙107, N2 = 2,5∙107 (см. предыдущий раздел). Так как N1 > NF01 и N2 > NF02, то коэффициенты долговечности для шестерни и колеса будут равны:
KFL1 = 1; KFL2 = 1.
Таким образом
[σ]F1 = 1 ∙ 256 = 256 Н/мм2;
[σ]F2 = 1 ∙ 200 = 200 Н/мм2.
Расчет ведем по минимальному напряжению, следовательно:
[σ]F = 200 Н/мм2
Главным проектным параметром конической зубчатой передачи является межосевое расстояние aw. Его значение можно определить следующей формулой:
,
где Ka = 49,5 – вспомогательный коэффициент;
KHβ = 1 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба;
ψa = 0,2 – коэффициент ширины венца колеса.
Таким образом
.
Полученное значение необходимо округлить до ближайшего значения из нормального ряда линейных размеров. Поэтому принимаем
aw = 280 мм.
Модуль зацепления определим по формуле:
,
где Km = 6,8 – вспомогательный коэффициент;
!Ошибка в формуле – делительный диаметр колеса:
;
b2 = ψa∙aw – ширина венца колеса:
b2 = 0,2 ∙ 280 = 56 мм
принимаем b2 = 50 мм.
Таким образом
Определим число зубьев колеса и шестерни через суммарное число зубьев
!Ошибка в формуле
!Ошибка в формуле; !Ошибка в формуле.
zΣ = 2 · 280 / 3 = 186,67 ≈ 187
z1 = 187 / (1 + 4,24) = 35,69 ≈ 36;
z2 = 187 – 36 = 151.
В связи с округлением изменилось передаточное отношение. Необходимо его уточнение при условии, что это изменении составляет менее 4% расчетного:
uф= z2 / z1; uф= 151 / 36 = 4,19;
!Ошибка в формуле;
!Ошибка в формуле
В связи с тем, что фактическое передаточное отношение отличается от расчетного, определим фактическое межосевое расстояние:
aw = zΣ · m / 2; aw = 187 · 3 / 2= 280,5 мм
Определим основные геометрические параметры передачи. При этом будем считать, что смещение инструмента не требуется, то есть
x1 = x2 = 0
Делительные диаметры:
d1 = m ∙ z1; de2 = m ∙ z2.
d1 = 3 ∙ 36 = 108 мм;
d2 = 3 ∙ 151 = 453 мм.
Диаметры вершин:
da1 = d1 + 2∙m; da2 = d2 + 2∙m.
da1 = 108 + 2 ∙ 3 = 114 мм;
da2 = 453 + 2 ∙ 3 = 457 мм.
Диаметры впадин:
df1 = d1 – 2,5∙m; df2 = d2 – 2,5∙m.
df1 = 108 – 2,5 ∙ 3 = 100,5 мм;
df2 = 453 – 2,5 ∙ 3 = 445,5 мм.
Ширина венцов:
b2 = ψa ∙ aw; b1 = b2 + 4 мм;
b2 = 50 мм;
b1 = 50 + 4 = 54 мм;
Проверим межосевое расстояние aw = (d1 + d2) / 2;
aw = (108 + 453) / 2 = 280,5 мм.
Для гарантии качественного изготовления шестерни и колеса необходимо, чтобы размеры заготовок колес не превышали предельных значений для выбранных материалов:
Dзаг1 ≤ Dпред1; Sзаг2 ≤ Sпред2.
Здесь Dзаг1 – диаметр заготовки шестерни
Dзаг1 = da1 + 6 мм;
Dзаг1 = 114 + 6 = 120 мм < 125 мм;
Sзаг2 – размер заготовки
!Ошибка в формуле;
!Ошибка в формуле.
Таким образом, условие пригодности заготовок выполняется.
Определим рабочие напряжения в зацеплении. Отличие между расчетными и допустимыми напряжениями должно лежать в пределах –10% ÷ +5% для обеспечения рентабельности установки Принимаем, что колеса имеют 9-ю степень точности.
,
где K = 436 – вспомогательный коэффициент;
Ft – окружная сила в зацеплении, Н
Ft = 2∙T2 ∙ 103 / d2,
Ft = 2 ∙ 771,95 ∙ 103 / 453 = 3,41∙103 Н;
KHα = 1,113 – коэффициент, учитывающий распределения нагрузки между зубьями колес и зависящий от окружной скорости колес
v = ω2 ∙ d2 / (2∙103),
v = 4,45 с-1 ∙ 453 / (2∙103) = 1,01 м/с;
KHβ = 1 – коэффициент распределения нагрузки для колес с круговым зубом;
KHv = 1,05 – коэффициент динамической нагрузки.
Таким образом
Определим относительное расхождение между допустимыми и расчетными напряжениями:
!Ошибка в формуле;
!Ошибка в формуле.
Перегрузка передачи составляет 0,72%.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.