Тема любви и смерти в «Селестине» Фернандо де Рохаса и её художественное воплощение. История создания и опубликования «Селестины», страница 16

Заметим, что все герои умирают не своей смертью. И почти всех смерть застает врасплох. Всех, кроме Мелибеи. Она – единственная, кому выпадает шанс сделать выбор: жить или умирать, а если умирать, то как то какой смертью? Без риторич вопроса иначе сказать  Смерть Мелибеи сочетает в себе все самое страшное для христианина: самоубийство, неготовность к раскаянию в прошлых грехах и оправдание будущего греха (КАКОГО БУДУЩЕГО?). Даже Селестина, призывающая на помощь в своих делах самого дьявола, в предсмертные минуты взывает: «¡Confesión! ¡Confesión!»[91]. [p.220] Но Мелибея не думает о раскаянии, теряя, таким образом, честь дважды – как девушка и как христианка.[92]

Здесь уже смерть выступает в новом аспекте, она освобождает Мелибею от страданий без любимого на земле и обещает ей блаженство и воссоединение  с ним там, в другом мире. Смерть не устрашает ее, как устрашала средневекового человека, она сулит ей счастье в загробном мире.

Селестина представляет собой средневековое восприятие смерти как наказания. Каким бы грешным ни был человек, он стремился к получению отпущения грехов перед смертью, чтобы обрести жизнь вечную. Подготовка души – важный этап для христианина перед наступлением смертного часа.  Человека нового времени это совсем не заботит. Это уже опустить, это от меня

Выразить оценку смерти Рохаса. Рохас, опережая свое время, показывает эволюцию, переход от средневекового восприятия смерти как наказания к ренессансному ее осмыслению как пути к освобождению. Религиозная, библейская дидактика сменяется новым ренессансным мировоззрением.

Смерть в «Селестине» также многогранна. Она не только карает, но и разоблачает. Все, что происходило между героями, было сокрыто от посторонних глаз. Их мир был замкнут, и все, что в нем происходило, держалось в секрете. Но череда смертей открывает завесу и разоблачает всех героев. В той части четырнадцатого действия, которая была добавлена Рохасом позже, Калисто рассуждает о том, что ему сказать в свое оправдание: «Salir quiero; pero si salgo para decir que he estado presente , es tarde; si ausente, es temprano»[93]. [p. 235] Вместо того, чтобы почтить память своих слуг, навестить судью и решить все вопросы (ведь процесс суда  и быстрой казни его очень волновал), он решает не отказываться от свиданий с Мелибеей и вскоре забывает о смерти и предается мечтам.  А смерть у самых стен сада Мелибеи разоблачает его.

Любовь в трагикомедии сокрыта от посторонних глаз, все встречи влюбленных проходят тайно, и лишь немногие знают о них. Герои отдают предпочтение миру замкнутому, закрытому ото всех. Калисто и Мелибея предпочитают тайные встречи официальному заключению брака, а Селестина свои «делишки» скрывает под благородным видом деятельности – продажей кремов, пряжи и других изделий. Старая сводня, «la dueña del mundo privado»[94], заботится о том, чтоб все оставалось в секрете. Она тайно сводит Калисто и Мелибею, Пармено и Ареусу, а  Элисии помогает скрыть своих любовников.

Но смерть в «Селестине» разоблачает и открывает сокрытый мир любви. Падения героев не случайно происходят из дома на улицу, изнутри наружу (слуги выпрыгивают из окна дома Селестины, Калисто, падая, оказывается за пределами сада возлюбленной, а сама Мелибея бросается с высокой башни, предваряя самоубийство разоблачительной речью, признанием во всем отцу).  (ЧИТАТЕЛЮ НЕ ПОНЯТНО, НУЖНЫ ПРИМЕРЫ). Любовь в трагикомедии приватна, а смерть публична[95].

Весь мир трагикомедии строится на обмане. Единственные персонажи, которые живут вне этого мира – Плеберио и Алиса. Возможно/Может, как раз этим и объясняется то, что они, как выяснилось, совсем не знают свою дочь, полагая, что она хранит невинность. Смерть открывает им на все глаза. КОНЕЦ ГЛАВЫ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ ОБОБЩЕНИЕ.

За безумной любовью следует наказание - смерть. Так Фернандо де Рохас через тему любви и смерти и их художественных воплощений решает дидактическую задачу произведения. ХАЛТУРА. Нет выводов. Написать нормальные выводы. В сжатой форме обобщить все, что я сказала выше, а худ. воплощение изъять