Тема любви и смерти в «Селестине» Фернандо де Рохаса и её художественное воплощение. История создания и опубликования «Селестины», страница 11

Гибель Калисто происходит в действии девятнадцатом. В содержании к нему Рохас подводит такой итог: «porque los tales este don reciben por galardón, y por esto han de saber desamar los ganadores».[64] [p.269] В этом же действии появляются куплеты, которые исполняют в саду Лукресия и Мелибея, ожидая Калисто:

Nunca fue más deseado

Amado de su amiga.

Ni huerto más visitado,

Ni noche más sin fatiga.[65] [p. 272]

В них вся полнота, экспрессия чувств, которые испытывает Мелибея, и, кажется,  сама природа благоприятствует союзу двух влюбленных:

Estrellas que relumbráis,

Norte y lucero del día,

¿Por qué no le despertáis

Si duerme mi alegría?[66] [p. 273]

Таким образом, с добавлением действий углубляется любовная коллизия, а на первый план выходит тема смерти, благодаря чему осуществляется решение дидактической задачи автора.

3.2 Тема любви и смерти.

Любовь и смерть – это две традиционные для испанской литературы темы. СОСЛАТЬСЯ НА ЧТО-ЛИБО. Любовь и смерть – это две основные темы, которые волновали писателей, поэтов и  философов во все времена; и будут волновать, ведь их суть невозможно постигнуть до конца. С каждой литературной эпохой они получали новое осмысление. (ЭТОТ ФРАГМЕНТ ЛУЧШЕ УБРАТЬ И СКАЗАТЬ О ТЕМЕ СМЕРТИ КАК ТРАДИЦИОННОЙ ДЛЯ ИСПАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИЛИ СДЕЛАТЬ ДРУГОЕ ВСТУПЛЕНИЕ).

Для Рохаса, главным ориентиром, очевидно, стало видение любви и смерти гуманистами XIV и XV веков. Заимствуя идеи Петрарки и  Боккаччо, Рохас часто использует целые пассажи их литературных трудов, но в «Селестине»  эти заимствования приобретают свой оригинальный смысл.[67] Любовь и смерть в трагикомедии показаны в развитии.

«Селестина» - это произведение, которое демонстрирует читателю абсолютно реальный мир, где любовь и смерть – важные действующие лица, влияющие на каждого из персонажей.[68] ДОКАЗАТЬ, ОБОСНОВАТЬ!!!! Сказать иначе мысль !!! Осуществляется это влияние благодаря Селестине, старой сводне, которая способствует соединению влюбленных. Без нее история Калисто и Мелибеи закончилась бы, так и не начавшись, и не получила бы развития, именно поэтому старуха Селестина стала считаться одним из главных персонажей. С нее же и начинается череда смертей в двенадцатом действии, после чего смерть выходит на первый план.  Однако тема любви в трагикомедии  является главной и связующей.

Соединение нескольких традиций  в «Селестине» - это ее особенность, И любовь, которую представляет читателям Фернандо де Рохас, сочетает в себе традиции трех эпох - античности, средневековья и ренессанса, которые обнаруживаются по мере ее развития.

Куртуазная любовь, представленная в «Селестине», является данью средневековой традиции. Но ее формальное проявление в некоторых речах и ситуациях и поверхностный характер позволяют говорить о пародийности. Особенно это проявляется в любви Калисто, в его наигранно рыцарском тоне, за которым скрывается жгучее пламя страсти.  В первом действии автор пытается убедить нас/убедить читателей, что Калисто поклоняется даме своего сердца, как того требуют правила куртуазной любви, Мелибея для него является идеалом.  Он превозносит ее красоту, возносит благодарность Творцу  за возможность созерцать ее. Получив отказ, он как истинный трубадур, впадает в печаль, не находит себе места и думает лишь о ней, о своей Мелибее. Но затем Калисто, не задумываясь, соглашается на предложение???разговорный язык, переформулировать!!!Это не мешает ему согласиться на предложение Семпронио прибегнутьЭто поведение не подобает вассалу!!! Вот так и сказать!!! Нарушение кодекса куртуазной любви!!!Рохас прибегает к пародии!!! Это художественное средство!!! Воплощение!!!  Семпронио прибегнуть к помощи сводни. И это уже выходит за рамки куртуазной любви. Калисто предпочитает действовать и добиваться любви Мелибеи/своего во что бы то ни стало, а не тайно воздыхать и посвящать даме своего сердца стихи. Он не ищет смерти, считая ее единственным выходом, после того, как он претерпел неудачу на поприще любви, не стремится к совершению подвигов для доказательства своих достоинств. Калисто вовсе не герой, и умирает он не смертью героя.