Как следует из задач, поставленных Программой развития конкурентной борьбы, был подготовлен 2-ой антимонопольный пакет поправок. Часть поправок начали действовать 23 августа 2009 года в форме Федерального закона от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ «О внесении перемен в Федеральный закон «О охране конкурентной борьбы» и отдельные законодательные акты России» (Далее – Закон № 164-ФЗ).
При достижении конкретных в Законе о защите конкуренции пороговых значений, обязаны быть согласованы ФАС России. Формами обращения (согласования) хозяйствующих субъектов считаются: получение подготовительного согласия ФАС РФ на совершение сделок (для сделок, предусмотренных в ст. 27-29 Закона) и уведомление об уже безупречной сделке (для предусмотренных ст. 30 Закона).
2. Антимонопольное законодательство в России
2.1 Особенности антимонопольной политики в России
Высочайший уровень монополизации и его быстро отрицательное воздействие на важную сферу экономики Российской Федерации делает важным проведение в нашей стране антимонопольной политической деятельности. Не говоря уже о том, что, наша родина имеет необходимость в демонополизации, то есть радикальном урезании количества отраслей, где установилась монополия.
Основной задачей и в одно и тоже время трудностью при всем при этом считается особенность унаследованного от социалистической эры монополизма: отечественныемонополисты, побольшей доле, не в состоянии быть демонополизированы методом разукрупнения.
На Западе демонополизация предприятий-гигантов вероятна методом их разделения на части. Монополисты формировались методом соединения и поглощения свободных компаний. Последние, даже теоретически, имеют все шансы быть реконструированы в виде самостоятельных фирм. Русские монополисты, наоборот, незамедлительно возводятся как общий завод или же научно-технический комплекс, который сознательно не имеет возможности быть разделен на отдельные доли без полного разрушения.
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:
1) прямое разделение монопольных структур;
2) иностранная конкуренция;
3) создание новых предприятий.
Как уже было сказано, способности первого пути в русской действительности в значительной степени ограничены. Общий завод на части не разграничишь, а случаи, когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов 1-го профиля, практически не встречаются. И все же, на уровне надфирменных текстур – прежних министерств, также областных властей – эта работа в некоторой степени уже подготовлена, а в некоторой степени может быть продолжена, принеся выгоду в деле снижения степени монополизации.
Хочу подчеркнуть, что очередная своеобразная русская разновидность монополизма состоит в диктате ведомств и государственных органов, продолжающих и в наши дни очень активно вмешиваться в работу компаний. Формально, юридических прав на данное вмешательство у них нет – компании пребывают в приватной принадлежности. Но, к счастью, настоящие рычаги давления у органов власти все-таки есть. К примеру, не разрешить в сектор экономики постороннего производителя при помощи частокола инструкций и постановлений они вполне имеют все шансы.
2-ой путь – заграничная конкуренция – явилась, по всей видимости, наиболее действующим и действенным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с продуктом монополиста на рынке располагается превосходящий его по качеству и сопоставимый по стоимости импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными и бесполезными. Монополисту приходится незамедлительно думать, как бы не оказаться вытесненным с рынка.
Беда в том, что в следствии непродуманной денежной и таможенной политики, импортная конкуренция в довольно множества случаях оказалась сверхизбыточно мощной. Взамен того, чтоб ограничить злоупотребления она практически убила целые отрасли индустрии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.