Антимонопольное законодательство : процесс развития России, страница 17

4.  создать систему регулирования конкурентных взаимоотношений в масштабах Таможенного союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Главной задачей макроэкономической политической деятельности считается формирование рыночной среды, благосклонной для ведения бизнеса, становления фирм и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей сообщества. В следствии этого реализуемая государством финансовая политика обязана основываться на конкурентных принципах. Становление конкурентной борьбы - комплексная цель, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.

До реального времени в качестве главного инструмента политики применялись защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено достаточно тесным инструментарием и нацелено сначала на уничтожение правонарушений, но не на становление конкурентной борьбы.

Цель становления конкуренции настоятельно просит улучшения использования всех инструментов финансового регулирования, такими как налоговой политики, таможенно-тарифного регулировки, планирования, государственных закупок и тарифного регулирования естественных монополий.

3.3.  Уголовные санкции за нарушение антимонопольного законодательства

В Уголовный кодекс Российской Федерации включена статья 178, предусматривающая уголовную ответственность за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономический деятельности, установления или поддержания единых цен. «В диспозиции статьи 178 УК РФ не говорится об определенном виде рынка, поэтому можно сделать вывод о том, что статья распространяет свое действие и на рынки финансовых услуг».

Ограничение доступа на рынок - деяние (действие или бездействие) виновного лица, создающее любые неправомерные препятствия для входа на рынок того или иного хозяйствующего субъекта и ущемляющего его свободу экономической деятельности. Выражаться ограничение доступа на рынок может в физическом воспрепятствовании деятельности конкурентов на рынке, введении необоснованных запретов, создании неблагоприятного режима деятельности, ограничении передвижения товаров и финансовых услуг, совершаемые как юридическими лицами, так и органами государственной, исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Рассматриваемое преступление относится к преступлениям небольшой тяжести. Максимальное наказание по части 1 - это лишение свободы на срок до двух лет, а в случае применения насилия или угроз (часть 3-я данной статьи) до 7 лет. Следует заметить, что подавляющая часть случаев нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации носит административный характер.

Для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите конкуренции» комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа и после рассмотрения дела выносит решение или предписание.

Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.