v увеличение производительности защиты конкурентной борьбы от антиконкурентных деяний органов власти и хозяйствующих субъектов средством улучшения антимонопольного регулирования;
v реализация мер развития конкурентной борьбы в отдельных секторах экономики согласно прибавлению путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, применения приборов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.
Программа развития конкурентной борьбы в РФ (дальше - Программа) считается основой для реализации конкурентоспособной политики, характеризует ее ценности и ключевые направления на период до 2015 года, включает меры антимонопольного регулирования, другие защитные меры, также меры по развитию конкуренции, расширяющие полномочия и стимулирующие предпринимательскую деятельность.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 17.12.2010 N 2295-р)
Антимонопольное регулирование считается главным инструментом обороны конкурентной борьбы, гарантирует непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, также предостерегает их возникновение.
Вместе с тем присутствуют факторы, отрицательно действующие на результативность исполнения функции защиты конкурентной борьбы. Для начала к ним относится перегруженность антимонопольного органа заявлениями и делами, косвенно связанными с охраной конкурентной борьбы.
Значительная доля рассматриваемых ФАС России дел касается нарушений, последствием которых считается ущемление интересов отдельных лиц, но не ограничение конкурентной борьбы на рынке. На самом деле Федеральный закон "О обороне конкуренции" не проводит различия меж неправомерным отказом в включении приватного дома к электрическим сетям и картельным сговором, имеющим серьезные результаты для конкурентоспособной среды и неопределенного круга покупателей. В иностранной практике дела, не связанные с конкурентной борьбой, как правило, рассматриваются судами либо отраслевыми регуляторами.
Очень небольшая активность органов по защите прав покупателей и неимение ряда отраслевых регуляторов не позволяют ставить вопрос об освобождении антимонопольного органа от дел указанной категории. Тогда как представляется неоправданным недоступность дифференциации в правовом регулировании этих вопросов и мер по постепенному развитию альтернативных методов разрешения споров, не связанных с неблагоприятными результатами для конкурентоспособной среды.
К примеру, лишь за 2013 год ФАС России рассмотрено 6 331 дело по прецедентам злоупотребления доминирующим положением, 2/3 которых относятся к фирмам, исполняющим естественно-монопольные виды деятельности в области электроэнергетики.
Такие нарушения, в большинстве случаев, не имеют антиконкурентной мотивации, впрочем, ввиду неимения эффективной альтернативной системы защиты прав и интересов покупателей по доступу к мощностям субъектов естественных монополий (к примеру, в масштабах тарифного регулирования) единственной возможностью действенного подавления нарушений, как и прежде остается использование общепризнанных мерок антимонопольного законодательства.
Широко распространена практика компенсации мерами антимонопольного принуждения недостаточного применения других инструментов конкурентной политики.
Так, внезапный рост цен на протяжении 2010 - 2013 годов на ряд продуктов, производимых большими компаниями, привел к выходу в свет социального запроса на вмешательство антимонопольного органа. В некоторых вариантах в следствии этого вмешательства были установлены предельные расценки или же ответственность фирм координировать с ФАС России увеличение (уведомлять об увеличении) стоимости. Такие воздействия были предприняты в отношении рынков минеральных удобрений, нефтепродуктов, коксующегося угля.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.