Антимонопольное законодательство : процесс развития России, страница 4

2.  Ограничение использования монопольной власти.

Ряд событий говорит в защиту монополий. Становление научно-технического прогресса (НТП) отлично исключительно в больших организациях. Известно, что, хотя существенная часть выдающихся технических открытий XX века создана небольшими бизнесменами, их реализация стала уделом «большого бизнеса». Большое производство разрешает гораздо лучше применять результат масштаба и обширно развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские исследования (НИОКР). Это все при прочих понижает себестоимость и увеличивает качество продукции.

Стандарты мышления начала XX века, словно монополия практически постоянно рвется паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, стремится к «загниванию», «застою», в значительной степени стали неактуальными. Прогрессивная монополия присутствует в критериях развитого рыночного хозяйства, которое понемногу скрывает опасность конкуренции – внутриотраслевой либо межотраслевой государственной, либо заграничной, настоящей либо возможной. 

В тот момент не лишены причин и почти все доводы против монополий. Естественно, монополисту «проще жить», нежели производителю в критериях безупречной конкуренции. Монопольная власть над стоимостями скрывает опасность пойти по «нетяжелому пути», потому что практически постоянно сберегается явный запас прочности. В следствии этого в больших компаниях избегают нередких и основательных модификаций выполняемой продукции. Отдельные изобретения зачастую держатся и внедряются лишь в комплексе. «Большой бизнес» неизбежно имеет направленность к бюрократизации, нарастанию X-неэффективности.

Если условиях совершенной конкуренции,

P = MC,

то у монополии, как правило,

P>MC.

Отсюда, по мнению основной массы экономистов, неэффективность в распределении ресурсов.

Работа монополий увеличивает дифференциацию прибылей, чревата социально-политическими столкновениями. Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Антимонопольное законодательство имеет возможность пониматься и в тесном, и широком смысле слова. В первом случае оно направленно против незапятнанных монополий и больших олигополий, владеющих лишней монопольной властью, также на предотвращение «неблаговидных» деяний, нарушающих общепризнанные мерки делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства ориентирована против всех форм накопления монопольной власти (даже небольшими организациями), всех форм монопольного поведения.

В общем ряде отраслей не допустить образование монополий нереально. Во множестве отраслей инфраструктуры образование монополий случается естественным образом, и страна принуждена совершать относительно к ним прямое либо косвенное регулирование.

От советской экономики отечественная - унаследовала высочайший уровень концентрации производства во многих секторах экономики хозяйства. В РФ большой рыночной властью владеют естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики – электроэнергетике и транспорте. Так, «РАО ЕЭС РФ» осуществляет контроль 98% потребителей электричества, «РАО ГАЗПРОМ» - 94% внутреннего газового рынка, МПС – 77% грузооборота. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав покупателей работают одним из значительных критерий эффективного социально-экономического становления России.

1.3.  Этапы развития антимонопольного законодательства

Переход к рыночным взаимоотношениям востребовал адекватных правовых мер, потому первым шагом становления российского антимонопольного законодательства законно считается момент принятия Закона РСФСР «О конкурентной борьбе и ограничении монополистической работы на товарных рынках».