Антимонопольное законодательство : процесс развития России, страница 15

Ко второй категории преступлений относятся нарушения, не влекущие серьезных социально небезопасных последствий и связанные исключительно с отдельным фактом ущемления преобладающим субъектом точного покупателя (контрагента), такую как нарушения около доступа к объектам инфраструктуры естественных монополий (к примеру, несоблюдение сроков подключения к электрическим сетям неконкурирующего хозяйствующего субъекта или же лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность).

Дела о нарушениях, имеющих отношение ко 2-ой категории, считаются стандартными, не требуют проведения детализированного анализа рынка, имеют все шансы быть осмотрены в упрощенном порядке и в сокращенные сроки. Для этих нарушений имеет смысл предусмотреть штрафы, налагаемые на должностных лиц хозяйствующего субъекта, дополненные вероятностью дисквалификации таковых лиц, также мерами действия в масштабах системы тарифного регулирования. При всем этом наложение штрафов на юридических лиц, особенно вычисляемых как следует из выручки от реализации, для этой категории нарушений нецелесообразно.

Указанные меры позволят антимонопольному органу более оперативно и эффективно рассматривать дела, связанные с ущемлением прав потребителей услуг естественных монополий.

Надлежит пересмотреть подход к осуществлению контролирования финансовой концентрации. Нужно урезать число осматриваемых антимонопольным органом сделок, не оказывающих большое влияние на состояние конкурентоспособной среды, что даст возможность увеличить качество рассмотрения сделок, которые имеют все шансы повлечь ограничение конкурентной борьбы путем возникновения или же усиления доминирующего положения. Чтобы достичь желаемого результата нужно отменить ответственность по согласованию сделок, совершаемых внутри одной категории лиц, и повысить пороговые значения цены активов для согласования сделок. Помимо всего этого, нужно поставить вопрос о поиске альтернативной стоимости активов компании критериев, которые обязаны отображать степень воздействия фирмы на рынок.

Следует уточнить ряд составов правонарушений, в том числе:

v  пересмотреть перечень действий, запрещенных perse (как таковые). Так, в настоящее время запрещено "создание дискриминационных условий". Однако нестандартные практики договорной работы почти всегда возникают в отраслях с высокими постоянными издержками и являются эффективными для конечных потребителей. Запрет на подобного рода действия должен вводиться только после исследования роли и значения подобных торговых практик для функционирования рынка;

v  уточнить аспекты определения монопольно высокой и монопольно низкой цены во избежание превращения антимонопольного регулирования в ценовое;

v  изменить порядок установления антиконкурентных соглашений и согласованных действий с учетом необходимости оценки комплекса факторов, характеризующих возможность хозяйствующих субъектов ограничивать конкуренцию;

v  расширить законодательные критерии допустимости "вертикальных соглашений".

Нужно изучить и усовершенствовать практику использования антимонопольным органом предусмотренных законодательством мер структурного характера.

Станет повышена транспарентность решений ФАС России. Решения и предписания по делам о нарушениях антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения сделок по финансовой концентрации, также итоги анализа состояния конкурентной борьбы на рынке обязаны публиковаться на web-сайте в сети Сеть интернет.

Действенность антимонопольного регулирования во многом обусловлена мерами ответственности за несоблюдение антимонопольного законодательства и эффективностью их использования. Так, административная обязанность в виде штрафов, исчисляемых отталкиваясь от выручки организаций, значительно увеличила силу воздействия решений антимонопольного органа на конкурентную среду.