Антимонопольное законодательство : процесс развития России, страница 10

За последние 20 лет отечественная экономика прошла беспрецедентный путь создания рынков, в советское время не функционировавших, и согласно сданным путь развития конкуренции между их соучастниками. Большая часть продуктов в данный момент продается на нерегулируемых рынках, где правительство не устанавливает директивно уровень цен. Внешнеторговый оборот достиг 45% ВВП, многие отечественные компании объективно участвуют в масштабной конкуренции или на заграничных рынках (как экспортеры), или на внутренних (сталкиваясь с импортом). Не смотря на сохраняющиеся преломления критерий конкуренции, она объективно воздействует на поведение участников рынка и реструктуризацию компаний. По надежным сведениям выборочных обследований, после 2010  г. лишь около 35% промышленных фирм не ощущали конкуренции как основного фактора принятия бизнес-решений; при всем при этом около 40 процентов испытывали острую конкуренцию со стороны как отечественных, так и зарубежных компаний. В последующие годы доля фирм, оказавшихся под значительным действием конкуренции, оставалась достаточно стабильной: по надежным сведениям обследования компаний обрабатывающей промышленности, проведенного в 2013 г., она сочиняла в пределах 80%.

Вместе с тем сохраняются ограничения для развития конкуренции и в одно и тоже время введения конкурентоспособной политические деятели на отечественных рынках. Среди них обычно выделяют следующие:

1. Отраслевая структура российской экономики с первенством сырьевых отраслей или отраслей с низкой степенью переработки. Во всем мире эти отрасли различаются высокой концентрацией и ограниченными возможностями входа на рынок новейших участников, а, значит, зависимостью ценности конкуренции от стратегического взаимодействия поставщиков. При других схожих аспектах чем повыше концентрация, тем в большей степени бизнесмены склонны к отказу от конкурентной борьбы в выгоду поддержания наибольших цен.

2. Экспортная ориентация крупнейших компаний, дозволяющая отказаться от конкуренции на внутреннем рынке. Даже крупнейшие российские поставщики сырья сталкиваются с конкуренцией на масштабном уровне. Вместе с тем они обладают ограниченными стимулами для конкуренции друг от друга на внутренних рынках. Вероятность для ценовой дискриминации третьей ступеньки сопрягается с назначением на внутренних рынках более больших цен, ежели цены экспортных договоров.

Рост цен для российских покупателей экспортной продукции делает отрицательное действие на развитие конкуренции в отраслях российской обрабатывающей промышленности. Приобретение сырья по ценам, ближайшим к большим и даже превосходящим их, в сочетании с сохранением низкой производительности труда подрывает конкурентоспособность отечественных производителей по сравнению с импортерами. Так же, это понижает стимулы для сбережения и расширения производства в РФ, а, значит, уменьшает способности для конкурентной борьбы.

3. Незавершенность преображений в области либерализации экономики, сначала охраны прав участников домашнего оборота. Можно говорить и более резко — о снижении ценности экономической свободы, ценности охраны прав принадлежности и контрактных прав. Недостаточная охрана прав собственности и контрактных прав понижает стимулы к входу свежайших соучастников на рынки, ориентирует предпринимателей на достижение недолгих целей не стимулирует долгосрочные вложения. Не окончена административная реформа, практически отсутствует прогресс в вопросах реформы системы регулировки экономики. Проблемы неудовлетворительного значения денежной свободы и охраны прав собственности обретают отражение в том, какие места занимает Россия в международных рейтингах. Например, согласно рейтингу Heritage Foundation «Индекс Экономической Свободы 2013» российская экономика, получившая 50,3 балла (при наименьшем значении индекса экономической свободы в данной подгруппе в 50 баллов), характеризуется как "преимущественно несвободная". По оценкам экспертов, наиболее острыми считаются проблемы, связанные со свободой инвестирования, гарантиями прав собственности и свободой от коррупции. За последние 10 лет данные, обрисовывающие инвестирование и права собственности, снизились в два раза (с 50 баллов до 25 из 100 возможных).Индекс свободы от коррупции значительно не изменился, хотя с каждым годом снижается на 1–2 балла и в 2010 г. составил 21 балл. Аналогичные данные приведены в исследованиях Масштабного экономического форума (WorldEconomicForum, WEF). Качество ВУЗов в России за период с 2010 по 2013 г. сравнительно ухудшилось. Уровень охраны прав собственности стал меньше с 3,3 до 2,9 пункта (из 7 возможных), а степень независимости судебной системы — с 2,9 до 2,7 пункта.